Ну а я продолжу...Про канадское судно и версии событий, отличающейся от официальной.
Как любит говаривать Верт, затравки ради и повышенияя интереса выкладываю одну из многочисленных версий гибели К-8, найденную мною в интернете.
Памяти моряков с АПЛ К 8Когда-то я получил письмо от человека, дед которого служил на АПЛ К8
Молодой человек, назовем его Павел Т, просил рассказать подробности
того, что произошло с лодкой, на которой погиб его дед.
Лодка горела несколько суток. Несколько суток пожара и непрерывной борьбы за живучесть. Что это такое, наверное, знают только подводники.
Подробности мне рассказал Михаил Т, подводник, капитан первого ранга. По результатам разговора я написал письмо, которое и привожу здесь с некоторыми сокращениями.Здравствуйте Павел!
Посылаю Вам очень краткое конспективное изложение разговора.
прошу Вас понять правильно - человек вспоминал события, которые происходили 30 лет назад. Но должен Вам сказать, что данный офицер имеет звание капитана 1 ранга, служил на Северном флоте кроме того, долгое время был флагманским специалистом по живучести - вывод делайте из этого сами. Итак, ПЛ, О которой мы с вами говорили АПЛ К8 - выполняла задание совмещенное с учениями "океан 70". После окончания службы возвращались на Базу в районе Бискайского залива. Шли на нормальной глубине, эшелон 120-200 метров. 8 апреля лодка всплыла на сеанс связи.
Предположительно из-за короткого замыкания в главном распределительном щите загорелся 7 отсек. Лодка сумела всплыть в аварийной ситуации (пожар начался на глубине 40 метров).
Командир Бессонов попытался выйти на связь, в этот момент пошел бурый дым из рубки связи- связаться с базой не удалось.
В этот момент к лодке в опасной близости стал подходить канадский транспорт (около 50 кабельтовых)
Видимо канадский транспорт увидел лодку, из которой валил бурый дым и подошел с целью оказать помощь.Бессонов видя, что это канадский танкер - от помощи отказался, на лодке был поднят сигнал - "имею на борту опасный груз, в помощи не нуждаюсь, отойти от борта" (красная ракета, мегафон – проблесковый маяк на рубке - который, по словам очевидцев, то ли удалось установить толи нет - неясно)
Канадцы - (честь им и слава) - будучи настоящими моряками - дали в эфир координаты, терпящей бедствия лодки, услышав это, к лодке подошел Болгарский транспорт "Авиор" к этому моменту рубка связи выгорела вся.
Через "Авиор" - была установлена связь с Москвой - через Русское посольство в Софии и было получено добро на эвакуацию на борт Авиора погибших и раненных. Из-за сильного волнения, стать борт к борту не представлялось возможным - пришлось эвакуироваться шлюпками. Командир принял решение в первую очередь эвакуировать живых. Трупы погибших - тех кого удалось вытащить были наверху в рубке.
На борту ПЛ - осталась аварийно спасательная партия 19 добровольцев включая командира. Было принято решение завести буксир и тащить лодку в ближайший порт. Буксир на волне завести не удалось. Пожар продолжался. В корме вода кипела и отслаивалась резина. Реактор был заглушен - сработало АЗ но не расхоложен.
В районе 8 отсека вскрыли люк АСЛ - Вытащили оставшихся в живых, потом люк задраили вновь. К этому моменты лодка стала иметь дифферент на корму - от температуры прогорали уплотнения клапанов ЦГБ (ЦИСТЕРНЫ ГЛАВНОГО БАЛЛАСТА) и началась фильтрация. Надеялись, что запаса плавучести хватит – чтобы дождаться, когда уляжется волна и удастся завести буксир. ( По времени это было 10-11 апреля) к этому моменту к лодке уже подошли спасательные суда и постоянно держали лодку в лучах прожекторов. В 4 часа 12 апреля лодка приобрела резкий дифферент на корму и с дифферентом около 70 градусов ушла на дно. Командир Бессонов в этот момент находился на мостике – последнее, что видели это труп командира, который всплыл на некоторое время на поверхность с раскроенным черепом и потом ушел под воду (видимо затянуло воронкой). Вместе с лодкой погибла вся аварийно спасательная партия. Через некоторое время гидроакустики зафиксировали резкий удар – по видимому взорвались аккумуляторы. Глубина в месте гибели ПЛ свыше 3000 метров - поднять лодку не представляется возможным.