Часть 2
«СП»: – Получается, чем быстрее Дума примет решение по ЧВК – тем лучше?
– Да. Для российских ЧВК имеется огромное поле деятельности – все постсоветское пространство, а также дружественные нам государства типа Сирии и – в перспективе – Ирана.
Кроме того, сейчас у нас восстанавливаются взаимоотношения с Латинской Америкой.
Видимо, принято принципиальное решение: если Запад до того обнаглел, что стал у нас под носом устраивать госперевороты и вести войны, нам надо возобновить прежнюю политику обороны на передовых рубежах – в частности, в Латинской Америке.
Там тоже могли бы пригодиться российские ЧВК.
«СП»: – Российские военные компании должны строиться по западным образцам – той же Blackwater?
– Наши компании должны быть совсем другими. Не следует набирать в них людей со всего мира – иначе, как доказывает практика французского Иностранного легиона, получится полубандитское соединение.
Российские ЧВК нужно комплектовать выходцами из стран постсоветского пространства и, возможно, экс-стран Варшавского договора. Например, бывших ГДР и Югославии – там до сих пор остались хорошие военные специалисты.
Кроме того, наши ЧВК должны находиться под серьезным патронажем государства.
Это необходимо, чтобы обеспечить отсев кандидатов: отбирать в военные компании людей, настроенных соответствующим образом, и с безупречной личной репутацией – особенно по части коррупции.
Наконец, российским военным компаниям нужно создавать льготные условия в плане приобретения вооружения и военной техники, а также возможности проходить сборы на наших полигонах и в центрах подготовки военных кадров – скажем, на базах ВДВ.
«СП»: – Если говорить о Востоке Украины, сколько нужно бойцов российских ЧВК, чтобы взять ситуацию под контроль?
– Думаю, 10 тысяч бойцов хватило бы, чтобы в корне изменить ситуацию, и перейти от обороны к наступлению. При условии, конечно, что эти бойцы будут вооружены должным образом: действуя одними диверсионно-террористическими методами, победить сложно.
Но, напомню, создание ЧВК – дело небыстрое. Даже если Госдума примет соответствующий законопроект в сентябре, потребуется немало времени для воплощения его в жизнь. Поэтому к моменту появления российских военных компаний на Украине, я допускаю, все может уже закончиться.
«СП»: – А чем именно закончиться?
– Тут все зависит от нас. Пока наше руководство молчит даже тогда, когда снаряды с украинской территории залетают в Воронежскую область. Эта пораженческая линия, на мой взгляд, до добра не доведет.
Украина будет все больше и больше наглеть, и в конечном итоге полезет в Крым. Я считаю, ситуацию на Юго-Востоке не стоит доводить до крайности – пора принимать принципиальное решение…
– На Украине много наших добровольцев, и сегодня они остаются беззащитными, – отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов.
– Именно это обстоятельство вынуждает думать о создании частных военных компаний в России. Я считаю, такие компании действительно нужны, но принципы их построения должны быть иными, чем на Западе.
В США, например, частные военные компании нанимают и Госдеп, и ЦРУ – в частности, для участия в актах агрессии и военных авантюрах. Нам этого не нужно.
Нам нужно, чтобы наши военные специалисты, объединенные в ЧВК, в ситуации, подобной украинской, могли по контракту – с РФ или той же Донецкой республикой – выполнять определенные охранные функции, не участвуя в прямых боевых действиях.
На мой взгляд, российские ЧВК должны строиться на принципах тактического военного звена: батальонных групп, групп снайперов, специалистов по проведению спецопераций. Некоторые подразделения ЧВК могут создаваться на основе спецслужб.
«СП»: – Российские военные компании могли бы выйти на международный рынок?
– Сегодня услуги ЧВК в мире востребованы, думаю, и наши компании получили бы свое место на этом рынке. Заказчиками могли бы выступить государства антиамериканского вектора.
«СП»: – Насколько частные военные компании эффективны как инструмент геополитики?
– Это инструмент эффективный, но зачастую незаконный и жестокий. Скажем, те западные ЧВК, которые действовали в Ливии, а сейчас воюют в Сирии, практически не отличаются от боевиков. Они так же не соблюдают нормы международного права, допускают жестокость, бесцельно убивают мирных жителей, женщин и детей.
Для регулирования деятельности частных военных компаний требуются, конечно, международно-правовые нормы, но их нет. В реальности, сегодня бойцы западных ЧВК ради денег готовы на все.
«СП»: – Наши должны быть не такими?
– Ни в коем случае. Когда люди сначала почувствуют кровь, безнаказанность и деньги, а потом вернутся в страну – это опасно для самой страны.