Часть 2
Политолог Константин Бондаренко в комментарии «НГ» исключил возможность добровольного ухода Януковича с поста президента. И отметил, что в Украине не был принят закон об импичменте, позволяющий запустить процедуру отстранения президента от власти. «Но даже если бы такой закон был, то процедура обычно занимает год-полтора. В наших условиях это означало бы, что переизбрать президента можно было бы где-то в 2015 году – как раз тогда, когда в Украине и так запланированы президентские выборы», – пояснил эксперт. Он отметил, что у власти еще есть возможность успокоить общество: «Нужно принять два решения об отставках: министра внутренних дел Захарченко и всего правительства».
Источники, близкие к органам власти, отмечают, что Янукович настроен решительно и не намерен выполнять требования улицы. «Вопрос об отставке правительства он воспринимает как проявление собственной слабости, чего допустить не может. Он надеется, что Россия даст денег – и все успокоится. Но не учитывает, что Россия может помочь только деньгами, а в имиджевом плане все безнадежно», – сказал информированный собеседник «НГ».
Сергей Таран считает, что украинская власть давно потеряла связь с обществом, а поэтому делает неправильные прогнозы своих решений. «Побоище на площадье – это проявление тупости власти, которая потеряла всякое ощущение реальности: не знает, чем живет общество, как работают неподконтрольные им СМИ. Они так и не поняли, что 100 тысяч человек вышли на улицу 24 ноября не потому, что им кто-то заплатил, а потому, что украинцы действительно хотят, чтобы их страна стала частью Европы. Представители власти думали, что возьмут денег в России на решение социальных проблем – и люди будут довольны, будут молчать. Теперь думают, что можно перевести стрелки на начальника главного управления МВД Украины в Киеве Валерия Коряка, который якобы отдал приказ к штурму европлощадьа. Но пусть убедятся: вся страна отлично понимает, что подобное невозможно без ведома Януковича, который за годы правления сконцентрировал в своих руках абсолютную власть и начал готовиться к передаче власти по наследству», – сказал эксперт.
По мнению украинских аналитиков, расчеты власти на силовое подавление общественного протеста не оправдались. Вчера в Киеве собралось количество людей, сопоставимое с численным составом всех силовых структур. «Вы можете представить, чтобы кто-то отдал приказ сотням тысяч вооруженных людей пойти в наступление на сотни тысяч безоружных мирных граждан? Плюс – многие силовики откажутся выполнить такой приказ (одни уже выполнили в ночь на субботу, а теперь их будут судить – власть сдала своих, самых верных и преданных). Если бы такое произошло, завтра вмешались бы международные структуры. И Януковичу грозил бы международный трибунал. Поэтому ничего подобного не будет. Людей на улице слишком много», – считает политолог Таран.
Эксперт отметил, что украинская власть поставила в сложное положение и команду президента РФ Владимира Путина: «Одно дело – идти или не идти в Таможенный союз. Другое – спровоцировать такие события и ожидать помощи от России. Сейчас Янукович рискует не только своим имиджем, но и международным имиджем России. Нужно это Путину? Зачем ему нести ответственность за чужую тупость? Думаю, российский президент попытается дистанцироваться от действий украинского. Януковичу не на кого рассчитывать».
Днем стало известно, что тысячи людей разбили окна в здании Киевской государственной горадминистрации на Крещатике, которая формально занимается установлением елки. Затем участники митинга снесли щиты вокруг конструкции на площадье и подняли на остове будущей елки флаг ЕС. К вечеру стало известно, что люди пошли штурмом на президентскую администрацию. Автобусы, перегородившие все подступы к зданию, смяли бульдозером. Милиция просто разбегалась. Бойцы спецназа скрылись во внутренних дворах правительственных зданий и готовились отражать атаку. К вечеру ситуация уже выходила из-под контроля.
На момент подписания номера в печать из Киева поступили сообщения о том, что перестали работать метро и мобильная связь. Оценки количества вышедших на улицы жителей Украины сильно разнились – от нескольких десятков тысяч людей до миллиона. Акция в поддержку евроинтеграции началась в Одессе, из Львова в Киев направилось несколько тысяч человек, а в Донецке на сравнительно небольшом митинге раздавалось требование об отставке Януковича. Некоторые собеседники в Украине не исключали возможности даже гражданского противостояния.