Шива как Господь, проявленный во вселенной, имеет множество форм, аспектов и имен.
"Шива" значит "Благой". Его называют также Шамбху (Сущность которого благо), Садашива (Вечно благой), Шанкара (Умиротворяющий) , Махэшвара (Великий Господь), Рудра (Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный) и т.д.
Образ Шивы как Личного Бога, обладающего качествами (сагуна) - уникален и необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами и чертами.
В одних Своих формах Ои являет Себя как полный нежности и очарования, как лепесток цветка на утренней заре. В других - Он беспощадный Владыка Смерти (Махабхайрава), карающий демонов и людей, творящий Высший Суд. Он - Непоколебимый Судья и Владыка всех живых и мертвых. Как Шанкара - Он предстает в образе великого йогина (Махайоги), погруженного в созерцание. В Его руке четки, на Его теле - набедренная повязка из тигровой шкуры. Он сидит, углубившись в блаженное состояние покоя, Его глаза прикрыты, на лице улыбка вечного удовлетворения. Он беспечален и свободен от страха. Дикие животные не страшатся Его, Он - их покровитель. Он дарует благо, покой, умиротворение всем тем, кто обращается к Нему с любовью, Он освобождает от страха.
Шива - наивысший из йогинов. Его обитель - в горах Хималайя, на вершине горы Кайласа. Там, среди снежных вершин, недоступный живым существам, недостижимый, Он пребывает в медитации, всегда погруженный в Свою Безначальность. Над Его головой полумесяц, вплетенный в Его прекрасные волосы. По Его длинным локонам золотистого цвета ниспадают воды великой Ганги. У Него три глаза. Он украшен змеями; Носящий трезубец, Он - Владыка бессмертия, непогрешимый.
В Пуранах, Смрити, Тантрах и других Писаниях повествуется о разнообразных образах и деяниях Шивы.
Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность - это Лингам. Люди, духи и сами боги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишну спорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб. "Он выглядел как огонь, пожирающий вселенную во время ее уничтожения. Он сверкал, окруженный языками пламени. Он не имел ни начала, ни середины, ни конца". Брахма и Вишну хотели измерить этот столб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину; Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найти его основание. Однако великие боги не смогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит - Изначальный, Наивысший, склонились перед ним в благоговении. Махэшвара явился тогда из Огненного Столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), и предстал перед ними в Своей обычной форме.
С этим явлением Шивы, как и с другими великими Его деяниями, связан праздник Шива-ратри ("Ночь Шивы"), который отмечается раз в году в январе или феврале. В этот праздник предписывается пост и медитация, после чего следует пир и воспевание имен Великого Синьоры (Махэшвары).
Лингам - высший объект почитания; почитая Его - почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву.
Будучи Йогином, предающимся созерцанию в обители снегов, Шива абсолютно свободен от каких-либо желаний.