Эта статья была написана мною двадцать лет назад, но редактировать нет смысла.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О "РАЗМЫШЛЕНИЯХ ..." САДИ КАРНО
Не вливают также вина молодого в мехи ветхие;
а иначе прорываются мехи, и вино вытекает...
(Евангелие от Матфея, 10,17.)
В наше время обвальной переоценки всех сторон жизни наука продолжает прятаться в тени
и сохранять видимость непричастности к событиям, хотя первые приглашения науки на суд
общественного мнения уже прозвучали. Так, в журнале "Изобретатель и рационализатор" номер 7
за 1990 год статью "Еще раз подзаводим часы" автор Краснояров заканчивает словами:
"При всем уважении к научному сообществу, нельзя отделаться от ужасной мысли,
что оно было введено в заблуждение (чему есть ряд внутри- и внешних причин),
что на его голову был надет шутовской колпак релятивизма. Осознавать это больно и
унизительно, но горький и трудный путь очищения необходим науке".
Подвергнуть критическому анализу теоретические основы технической термодинамики и
показать их вопиющую ложность - является целью настоящей работы.
Если технической базой саовременной технической цивилизации является тепловой двигатель,
то теоретическим обоснованиема устройства и работы теплового двигателя является наука
термодинамика. При всей ее насыщенности тяжеловесной математикой она является
развитием идей, изложенных французским инженером Сади Карно (1796-1832) в его работе
"Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу". Вот и
обратимся к этому документу, воспользовавшись сборником работ "Второе начало термодинамики",
изданному под редакцией А.К. Тимирязева в 1935году.
Первый абзац, с которого начинаются эти "Размышления..." Сади Карно, звучит так (стр.17):
"Никто не сомневается, что теплота может быть причиной движения, что она даже обладает
большой двигательной силой: паровые машины, ныне столь распространенные, являются
этому очевидным доказательством."
Так думал инженер Карно в начале 19 века. Но может ли так думать инженер начала 21 века?
Подумаем. А для этого проведем такой мысленный эксперимент.
Поставим рядом свинцовую гирю, ведро с водой и баллон с углекислотой. Перед нами три вещества
в трех различных агрегатных состояних при одной температуре. И если свинцовая гиря при всех
манипуляциях сохраняет свою форму, растекающаяся вода принимает форму сосуда, то чтоб
углекислота не разорвала баллон, баллон изготовлен из стали толщиной 8-10 миллиметров.
И если к баллону с углекислотой подключить пневмодвигатель, то он будет производить работу,
а если пневмодвигатель "подключить" к ведру с водой или свинцовой гире, то он работать не будет.
Вывод из этого мысленного эксперимента должен быть однозначный: давление является движущей
силой, а не температура. Давление рабочего тела движет поршень и лопатки турбин, а не температура.
И если нам вздумается, чтоб лопатки турбин двигались под давлением паров воды или свинца, то нам
нужно соответственно так поднять температуру этих веществ, чтоб давление их паров способно было
двигать лопатки турбины. В то же время, можно так подобрать рабочее тело, что пары его будут иметь
необходимое для производства работы давление и без сжигания топлива.
Так, если например, для того чтоб получить давление водяного пара 29 атмосфер, воду в котле
нужно нагреть до 400о С, то для того чтоб получить давление пара азота 29 атмосфер,
жидкий азот в котле нужно "нагреть" до минус 150оС. А кипение жидкого азота при такой
температуре можно осуществить и без сжигания топлива за счет тепла окружающей среды. В этом
случае турбина будет работать как детандер замкнутого цикла и топливо сжигать не нужно.
Таким образом, уже в первом абзаце основополагающей работы Карно заложено ложное
предположение, и из ложного предположения можно создать лишь ложную теорию. А значит,
экологический и энергетический кризисы являются закономерными следствиями использования
техники, основанной на ложной теории.
Интересно посмотреть представления Карно о природе теплоты. Он в своих "Размышлениях..."
пишет (стр.20):
"...В самом деле, что происходит в паровой машине, находящейся в движении? Теплород,
полученный в топке благодаря горению, проходит через стенки котла, дает рождение пару
и с ним как бы соединяется. Пар увлекает его с собой, несет сперва в цилиндр, где он
выполняет некоторую службу, и оттуда в холодильник, где, соприкасаясь с холодной
водой, пар сжижается. Холодная вода холодильника поглощает в конечном счете теплород,
полученный сгоранием. Она согревается действием пара, как если бы была поставлена
непосредственно на топку. Пар здесь только средство переноса теплорода..."