Царь Николай Второй (1868 - 1918)
В письме от 27 октября 1905 года своей матери Императрице Марии Николай Второй писал:
«В первые дни после манифеста нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла.
Результат случился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех – отсюда еврейские погромы. Поразительно, с каким единодушием и сразу это случилось во всех городах России и Сибири. В Англии, конечно, пишут, что эти беспорядки были организованы гестапо, как всегда – старая, знакомая басня! Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям».
(В. В. Шульгин «Что нам в них не нравится…» СПБ. 1992. С. 239.
Письмо опубликовано в «Красном Архиве, в 22-м томе).
Иван Третий Великий (1462 – 1505)
Именно при Иване Третьем Великом были введены в широкий оборот, даже в язык официальных документов, термины: «ересь жидовствующих», «ересь жидовская» и «жидовство». Два раза встречался с царём для обсуждения вопроса о ереси жидовствующих великий русский инквизитор, игумен Волоколамского монастыря Иосиф. Иван Третий признался ему, что он давно знал о Зосиме, протопопе Алексее и кружке Фёдора Курицына, знал, что Иван Максимов «сноху у него в ЖИДОВСТВО свёл». Царь просил игумена простить его «за слабость». Иосиф требовал казни для жидовствующих. Царь ещё не решался. «Нет ли греха жидовствующих казнить?» Об этих беседах с царём Иосиф рассказал весной 1504 года в письме архимандриту Митрофану, духовнику царя. Наконец, царь решился покончить с ересью жидовствующих, В Москве в декабре 1504 года был созван Собор. Иван Третий присутствовал на этом Соборе. Главные жидовствующие по решению Собора были преданы анафеме и сожжены.
(И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. 1868. С. 181 – 185).
Василий Третий Иванович (1505 – 1533)
Мне не удалось найти высказывания, устные или письменные, царя Василия Третьего Ивановича, в которых есть слово «жиды» и производные от этого слова. Но нельзя сомневаться, что он их употреблял и употреблял часто. Ведь именно в годы его юности и возмужалости разворачивалась на Руси борьба с «ересью жидовствующих». Он высоко почитал главного борца с «ересью жидовствующих», «великого русского инквизитора», игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого и часто бывал у него в монастыре для духовных бесед. Именно Василий организовал две встречи своего отца Ивана Третьего Великого и Иосифа Волоцкого для обсуждения вопроса об искоренении «ереси жидовствующих» на Руси.
Василий председательствовал и на Соборе в декабре 1504 г., на котором главные активисты «ереси ЖИДОВСТВУЮЩИХ» были приговорены к сожжению и прокляты. Они были сожжены публично в клетках в Москве и Новгороде. Доступ жидов на Русь при Василии Третьем был запрещён. Царь Василий Третий так и не выпустил из тюрьмы своего сводного племянника Дмитрия, на которого жидовствующие делали большую ставку, и который мог стать, если бы не энергичные противодействия русских жидоборцев, царём Руси Дмитрием Первым Жидовствующим. Что привело бы уже тогда, в начале 16-го века, к сильному ожидовлению Руси и большой порче русского народа. В 1509 Дмитрий так и умер в тюремной камере. За строгость к жидовствующим современники называли царя Василия Третьего Новым Константином.
Павел Иовий, посетивший Россию в то время, свидетельствовал, что «русские сильно ненавидели иудеев, содрогались даже при одном имени их и не впускали их в свои пределы, как людей презренных и враждебных» (Голицын Н. Н. История русского законодательства о евреях. СПб,, 1886. С. 6).