Теперь, когда мы изложили первые основные законодательные положения Советской власти в области судебного строительства, можно составить общее представление о том, каким был пролетарский суд.
Из сказанного ясно видно, что в соответствии с принятым СНК РСФСР первым Декретом о суде были полностью ликвидированы все дореволюционные суды, а также прокуратура, адвокатура и следственные органы. Судебные функции возлагались на коллегиальные суды, которые состояли из одного постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, «избиравшихся прямыми демократическими выборами, а до назначения таковых выборов ВРЕМЕННО – районными и волостными, а где таковых не было, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Предварительное следствие единолично осуществляли постоянные судьи. Обвинителем и защитником мог быть любой гражданин. Согласно Декрету о суде № 2 наряду с местными судами были созданы окружные суды. «Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, проводили состоявшие при окружных судах Следственные Комиссии из трёх человек, избираемых, впредь до назначения прямых выборов, Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов... Народные заседатели участвовали в судебном следствии, им же предоставлялось право отводить во все время процесса назначенного для данного заседания председателя. Народные заседатели решали вопрос, как о факте преступления, так и о мере наказания, причем они имели право уменьшить положенное в законе наказание по своему убеждению, вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания. Заключительное слово председательствующего отменялось. В совещании народных заседателей председатель участвовал с правом СОВЕЩАТЕЛЬНОГО голоса» (см. Декрет о суде № 2 от 18 февраля 1918 г., ст. 21, ст. 29 и ст. 30). После того как ВЦИК РСФСР принял 30 ноября 1918 года Положение о Народном Суде РСФСР, суд стал работать в составе одного постоянного Народного Судьи и двух или шести очередных Народных Заседателей, количество которых определялось в зависимости от тяжести преступления. Постоянные судьи избирались Советами, а очередные Народные Заседатели – трудовыми коллективами. Предварительное следствие осуществляли Следственные Комиссии, члены которых избирались Городскими Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов или Уездными Исполнительными Комитетами Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов (с 1920 года предварительное следствие вели единоличные следователи, которых избирали местные Советы).
Здесь следует особо отметить, что в своей деятельности суды могли руководствоваться не только декретами ВЦИК и СНК, но и РЕВОЛЮЦИОННЫМ ПРАВОСОЗНАНИЕМ и внутренним убеждением; «причём, не ограничиваясь формальным законом, а всегда руководствуясь соображениями справедливости, пролетарский суд мог отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностного или иного срока и, вопреки таким или иным возражениям формального характера, присудить явно справедливое требование и эта же справедливость применялась в суде уголовном». Иными словами: Народный Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания, а также постановить приговор об условном или полном освобождении обвиняемого от всякого наказания. И даже в тех случаях, когда в декрете было установлено наказание не ниже известной нормы, Народный Суд имел право уменьшить наказание или совсем освободить от него, только мотивировав основания смягчения приговора (см. Декрет о Народном Суде от 30 ноября 1918 г., статья 23). «При рассмотрении уголовных и гражданских дел очередные Народные Заседатели во всех стадиях судебного разбирательства ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ОДИНАКОВЫМИ ПРАВАМИ с постоянным Народным Судьей и совместно с ним решали все вопросы о факте преступления, наказания, присуждения исковых требований или отказа в иске, а также все вопросы, возникающие при разборе дел» (см. Декрет о Народном Суде от 30 ноября 1918 г., статья 9). При рассмотрении уголовных дел с участием шести очередных Народных Заседателей, то есть при рассмотрении особо тяжких преступлений председательствовал постоянный Судья или один из очередных Народных Заседателей, который избирался наличным составом Суда.