ПРОДОЛЖЕНИЕ
«Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества или между обществом и природой противоречия не могут быть примирены в рамках догосударственной организации жизнедеятельности людей. Это могут быть и противоречия между антагонистическими классами, и война всех против всех, и завоевание одного племени другим, и потребность обеспечить реализацию запрета инцеста, и жизненная потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений, и т. д.» (см. «Теория государства и права», изд. группа «Юристъ», М., 2003 г., стр. 51).
Данное положение в корне неверно. Марксистско-ленинская наука связывает возникновение государства только и исключительно с расколом общества на классы, вызванным общественным разделением труда, появлением избыточного продукта и частной собственности.
До раскола общества на классы государство возникнуть не может. История не зафиксировала ни одного факта, чтобы не подвергнутая имущественному расслоению и экономическим противоречиям родовая община создала государство.
Государство есть понятие классовое. Оно есть орган господства определённого класса. Почему? Потому что его представители в своей совокупности образуют класс. Следовательно, возникновение государства необходимо связано с возникновением классов. Если бы не возникли классы, не возникло бы и государство. Для простоты понимания этого вопроса напомню, что первым в мире государством было государство рабовладельческое. Общество этого государства в основном делилось на два класса: на рабов и рабовладельцев. Рабовладельцы, как все знают, были официальными представителями рабовладельческого государства. Если мы мысленно уберём из рабовладельческого общества класс рабовладельцев, то вместе с ним, естественно, исчезнут рабовладельческое государство и класс рабов. Это значит, что без возникновения классов – господ и рабов – не могло возникнуть и рабовладельческое государство. Эта ясно всем, как 2+2=4. Исключением являются, пожалуй, только буржуазные деятели науки, которые умышленно не хотят понимать эту простую истину и всяческими жульническими способами пытаются доказать, что государство возникло не так, как указывает марксистско-ленинская наука.
Деление первобытного общества на классы, на богатых и бедных, на господ и рабов, неразрывно связано с возникновением первого крупного общественного разделения труда.
Первое крупное общественное разделение труда, как известно, сделало рабочую силу человека способной производить гораздо больше продуктов, чем это было необходимо для поддержания его существования; вместе с тем оно увеличило ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. И сразу же у первобытных людей появилась потребность в привлечении новой рабочей силы, но сама община ещё не выделяла из своей среды свободных, излишних рабочих сил. Зато их доставляла война, которая так же стара, как и одновременное существование по соседству нескольких общинных групп.
До первого крупного общественного разделения труда, когда производительность труда была настолько низкой, что своим трудом человек мог прокормить только себя одного и никого более, люди не знали, что делать с военнопленными и поэтому их просто убивали или съедали.
Но после первого общественного разделения труда, когда производительность труда человека увеличилась, и он стал способен производить избыток продуктов сверх расходов по своему содержанию, люди сообразили, что ранее бесполезных военнопленных выгоднее не убивать или съедать, а использовать их труд себе во благо. Так из первого крупного общественного разделения труда возникло рабство и деление общества на господ и рабов, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Чтобы удержать в повиновении огромное количество недовольных своим ужасным положением рабов, богатые создали «особую организацию силы» – государство. Справка: в Афинах (ко времени их наивысшего расцвета) «общее количество свободных граждан, включая женщин и детей, составляло приблизительно 90000 человек, а рабов обоего пола насчитывалось 365000 и состоявших под покровительством – чужеземцев и вольноотпущенников – 45000. На каждого взрослого гражданина мужского пола приходилось, таким образом, по меньшей мере 18 рабов и свыше двух находившихся под покровительством» (см. Ф. Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», М., 1980 г., стр. 135). Дальше углубляться в выяснение вопроса возникновения государства здесь нет необходимости, ибо эта тема выходит за рамки настоящей работы, к тому же этот вопрос уже достаточно обстоятельно разъяснён Энгельсом.