10 мыслей экономиста Михаила Хазина о ситуации в российской экономике
30 сентября известный российский экономист Михаил Хазин посетил Барнаул, где провел семинар для местных предпринимателей и ответил на вопросы слушателей радио "Серебряный дождь в Барнауле". "Свободный курс" публикует наиболее любопытные высказывания экономиста, сделанные им во время поездки на Алтай.
1. Вся сложность описания нынешней ситуации в том, что у нас наложились один на другой сразу три кризиса. Первый – банальный циклический кризис, который в капиталистической экономике случается из-за перепроизводства.
Второй кризис связан с падением эффективности вложения капитала. Еще Адам Смит писал, что экономическая система для своего нормального существования требует расширения. Последнее расширение было в 1991 году, когда американская экономическая система разрослась на весь мир. Сейчас ей расширяться некуда. Такого рода кризисы случались несколько раз в мировой истории. Первый был в конце XIX – начале XX века, второй в 1930-е годы – это Великая депрессия, третий закончился распадом СССР. Сейчас мы видим четвертый, и для существующей экономической системы он должен стать последним.
2. Также мы наблюдаем кризис модели научно-технического прогресса. Поскольку развиваться дальше невозможно, то модель надо менять. За последние две тысячи лет такое происходило дважды. Сначала в IV–VI веках, когда поздняя античность сменилась на феодализм. Второй раз – в XVI–XVII, когда на смену феодализму пришел капитализм. Сейчас настало время еще одного слома. Но как он будет выглядеть, не до конца понятно, потому что никто не хочет публично обсуждать эту проблему.
3. Сегодня у любого нормального человека возникает когнитивный диссонанс. Он видит, что ситуация меняется, но все СМИ ему говорят, что "все хорошо, прекрасная маркиза", никакого кризиса нет – есть рост.
Начиная с четвертого квартала прошлого года правительство России твердило, что никакого спада нет и быть не может. Потом с апреля по июль оно на бюрократическом языке объясняло, что спад начался, но мы это так вслух называть не будем. Падение шло очень медленно, поэтому его легко было замаскировать. Сейчас они уже признали проблемы, но слова "спад" до сих пор избегают.
4. Статистика о якобы выходе Европы из кризиса ни о чем не говорит. Я занимался теорией вероятности и работал с Госкомстатом, поэтому не рассказывайте мне про статистику. Там даже не надо фальсифицировать данные – проще сменить методику. Другая методика – другие цифры. Без явных натяжек можно увеличить рост на 3,5%. Поэтому люди опытные смело вычитают из декларируемых цифр 3%. По моим оценкам, у нас сейчас накопился спад ВВП 2–2,5% (по оценке Международного валютного фонда, по итогам года рост ВВП России составит 1,5%. – Прим. авт.). Но опять же ВВП мало о чем говорит – надо смотреть на доходную часть бюджета.
5. Сегодня у нас главная проблема – не в отсутствии реального производства. У нас людей нет. Образование разрушено, население работать не стремится. Но по мере того, как денег на еду станет меньше, люди согласятся работать.