Хорошо известны планы Збигнева Бжезинского и К° по расчленению России на несколько государственных образований под эгидой международных организаций. При этом наибольший интерес для атлантических геостратегов представляют Сибирь и Дальний Восток, так как эти регионы обладают самыми большими запасами природных ресурсов, достаточно развитыми коммуникациями, имеющими выгодное географическое положение. Согласно самым радикальным геостратегическим планам расчленения России, ее территория должна быть разделена на несколько независимых государств. Территория западнее Смоленской области должна отойти под контроль ведущих стран НАТО, Сибирь — Китаю или США, Дальний Восток — США и Японии, Поволжье — Турции, Кавказ — Великобритании и Турции. «Исторической России» уготована участь «раствориться» в мощных миграционных потоках с Востока и Юга и, в конечном счете, разделенной на небольшие государства, существующие под контролем информационно-финансовых центров Запада[11].
В наши дни ареной геополитического противоборства вокруг России стало практически все постсоветское пространство. Разновекторные интеграционные процессы здесь приняли характер жесткого интеграционного противоборства. С одной стороны, это бывшие советские республики, которые продолжают ориентироваться на Россию. Речь идет, прежде всего, об Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, а также о таких государственных образования как Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия. В то же время в орбиту антироссийской стратегии оказались вовлеченными страны Балтии, Грузия, Украина, Азербайджан.
Своих целей в отношении постсоветского пространства атлантические геостратеги стремятся достичь посредством, так называемых, «цветных революций», которые уже имели место в Грузии, Киргизии, на Украине и в некоторых других странах. Как правило, они приурочиваются к выборам, ставка изначально делается на молодежный романтизм и радикализм, раскол в политических элитах, поддержку прозападной оппозиции. Политические и информационные технологии рассматриваются в качестве главного оружия в борьбе за власть даже в тех странах, где внутренняя обстановка далека от «революционной ситуации». Легитимность «победивших революций» достигается благодаря активной и массированной политической поддержке со стороны влиятельных международных организаций, прежде всего ПАСЕ, ОБСЕ и др. В последнее время в подрывную работу против интересов России все чаще оказываются вовлеченными силы, которые тесно связаны с обеспечением функционирования наркотрафика из Афганистана в Россию и далее в Европу.
В настоящее время продолжается геополитическая борьба вокруг Союзного государства Белоруссии и России. На Западе продолжают «боятся» возрождения большой России[12]. Между тем, Республика Беларусь остается практически единственным союзным государством России на западном направлении. Лишь Минск не входит в антироссийские союзы. В связи с этим Запад не оставляет планов дестабилизации обстановки в Белоруссии и смены власти в этой стране, обострения белорусско-российских отношений. Одновременно предпринимаются скоординированные шаги по недопущению российско-украинского диалога. Таким образом, планируется окончательно заблокировать интеграционные процессы восточнославянских стран, не допустить возрождения территории «Исторической России».