Паровая мельница наряду с промышленным капиталистом, вполне может дать промышленный социализм, промышленный фашизм (фашисткая Италия и фашисткая Германи), промышленный Исламизм (за примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на исламские государства) и вполне может быть ещё чего-либо...
Я вовсе не отрицаю связь общественных отношений с производительными силами, но насколько она прямая и не слишком ли здесь сужена всяческая возможная историко-идеологическая вариативность.
В историческом процессе существуют закономерности, но нет никакой фатальной предопределенности.
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Гусев
из интернета:Хотя коммунистическая партия никогда не была сильна в Парагвае, антикоммунизм играл в идеологии стронизма особую роль. Дело в том, что правые «колорадос», и особенно их ополчения имели ту же социальную базу, что и коммунисты – сельский и городской люмпен-пролетариат, включая криминальные элементы. Ожесточённый антикоммунизм германских нацистов, итальянских фашистов и испанских фалангистов также был связан прежде всего с тем, что они «топтались» с коммунистами на одном социальном поле. Нельзя не отметить и сходство между стронистским ультраправым режимом с левыми режимами Латинской Америки - кубинским Фиделя Кастро, никарагуанским Даниэля Ортеги и венесуэльским Уго Чавеса – Николаса Мадуро. В этих режимах роль «босоногих» и Guion Rojo играли кубинские Комитеты защиты революции, Сандинистсакие комитеты обороны в Никарагуа и Боливарианская милиция в Венесуэле. И в Парагвае при Стресснере, и на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле все политические, общественные и вооружённые структуры жёстко подчинялись партии, а её контролировали спецслужбы, повиновавшиеся диктаторской власти...
Стресснер проводил активную социальную политику: для бедняков строилось дешёвое жильё (это обычная практика для латиноамериканских диктаторов: социальное жильё строили Трухильо, Пиночет, Чавес и особенно Перес Хименес)...