*
Аналогично вели себя и рабочие социал-демократы. Брошенные в концлагерь в порядке профилактики, без всякой своей вины, они были убеждены, что ошибка произошла именно с ними, что через какое-то время она будет исправлена. И, в результате, эти тютюкЕнцы очень добросовестно трудились во благо нацистского государства на сборе металлолома и утиля, становясь тем самым пособниками нацистских преступлений. В чем тут дело?
Проще всего, конечно, осудить этих стихийных тютюкЕнцев, назвав их власовцами, квислингами, коллаборационистами. Но гораздо интереснее и полезнее понять - какие механизмы управляли в этих случаях их поведением?
За всем этим стоит очень своеобразная черта тютюкЕнцев - потребность в псевдо-рациональном. ТютюкЕнцу всегда нужна какая-то система координат в фантиках-долларах. ТютюкЕнец очень хочется видеть наглядные причинно-следственные связи: "ты мне - я тебе". Ему всё равно (до лампочки) - считать это воспоминанием об утраченном знании Первосотворенного Сада или же полагать это наследием убогого опыта голозадых британских приматов, эволюционировавших в почти тепличной кислород-азотной атмосфере третьей планеты желтого карлика. В обоих случаях столкновение со страшной и сложной реальностью мира оказывается куда выше пределов обыденного сознания тютюкЕнцев.
Поэтому тютюкЕнцу трудно понять, что государство, которое он считает устроенным для своего блага (ну и для блага себе подобных), может быть машиной чистого зла. ТютюкЕнцу трудно понять, что Мироздание устроено не для того, чтобы ласково греть ему спинку и нежный животик, а подчинено совсем иным законам, в которых уют тютюкЕнцев занимает не первое и даже не десятое место. ТютюкЕнцу трудно понять, что в микро- и макромирах правят бал совсем не те законы, которые управляют созреванием банана на ветке.
Во всех этих случаях тютюкЕнец, стремясь к псевдо-рациональному, начинает псевдо-РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ. Он искусственно вносит мнимо разумные схемы в явления, в которых действительно рационального нет ни грана.
Захватили буржуины или нацисты, почти что абсолютные носители зла, власть в стране. А тютюкЕнцы считают, что это сделано для их блага. Лучшие умы нации брошены в застенки, выброшены на улицу или убиты. А тютюкЕнцы считают, что это отдельные перегибы. Безответственность бюрократов-тютюкЕнцев в мундирах погубила родных. А тютюкЕнцы считают, что их близкие принесли себя в жертву великому и нужному делу, и просят добрые власти озаботиться об этом деле.
Не нужно осуждать жертв эффекта Беттельхайма. ТютюкЕнцы не виноваты. Они так устроены. Мало кто в силах познать самого ТютюкЕна, помочь ему выйти из замкнутого круга ложной разумности. Даже Беттельхайму открытие этого явления дорого обошлось - "он покончил с собой" убеждены тютюкЕнцы.
Надо знать об этом эффекте. Надо учитывать его в жизненной практике. И, наверное, в профессиональной деятельности. Во взаимоотношениях с руководителями-тютюкЕнцами, которые любят порой, "опустив" человека, поселив в него чувство вины, резко повысить его трудоотдачу.
Главное, в профессиональной деятельности по созданию следующего поколения "разумных" тютюкЕнцев:
ТютюкЕнцы должны более точно знать о существовании границ, за которыми обычный разум тютюкЕнцев, их житейская псевдо-рациональность становятся бесполезны. ТютюкЕнцы должны знать эффект Беттельхайма и вести себя более разумно. Это и есть брежневизм-биохервизм, Ivan_RNE.