Как дело обстоит на сегодня с этой проблемой в индуизме?
Как решают её вайшнавы?
С уважением,
Сергей.
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за интересный вопрос.
В Бхагавад-гите (4.13) Кришна говорит:
"В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности."
Так же привожу выдержки из комментария Шрилы Прабхупады:
"...Первое сословие - это наиболее разумные люди, которые находятся под влиянием гуны благости и называются брахманами. За ними следует сословие правителей, которых на санскрите называют кшатриями; они действуют под влиянием гуны страсти. Представители торгового сословия (вайшьи) находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества, а шудры, или рабочие, - под влиянием гуны невежества... Человеческое общество мало чем отличается от сообщества животных одного вида, но, чтобы поднять людей над уровнем животных, Господь создал перечисленные выше сословия, предназначение которых - дать людям возможность систематически развивать в себе сознание Кришны. Склонность человека к определенному виду деятельности зависит от того, под влиянием каких гун природы он находится... Но тот, кто обладает сознанием Кришны, превосходит даже брахманов. Хотя настоящие брахманы по определению должны обладать знанием о Брахмане, Верховной Aбсолютной Истине, большинство из них не поднимается выше осознания безличного проявления Синьоры Кришны. Однако человек, чьи познания шире и глубже, чем ограниченные знания брахманов, может постичь Верховную Личность Бога, Синьоры Шри Кришну, и таким образом обрести сознание Кришны. Иными словами, такой человек становится вайшнавом... И подобно Самому Кришне, человек, обладающий сознанием Кришны, стоит выше всех сословий и социальных групп, будь то нации, общины или расы."
Таким образом, Господь создал изначальную социальную структуру, которая называется "варнашрама-дхарма". Такой уклад общества помогал человеку прогрессировать духовно. Однако, с наступлением Кали-юги варнашрама-дхарма выродилась в кастовую систему. В кастовой системе человека, например, считают брахманом только потому, что он родился в семье брахманов, не обращая внимания на то, что он может и не обладать качествами брахмана. Таким образом, люди не имеющие хороших качеств, стали пользоваться привилегиями высших сословий, чтобы эксплуатировать других. С ведической точки зрения такой подход категорически неприемлим.
Надеюсь, я хоть немного ответил на Ваш вопрос.