
Честный демократический журналист из "Новой газеты" Ирек Муртазин написал на самую важную для страны тему - на тему второго уголовного дела в отношении Навального, я бы даже сказал - в отношении семьи Навального, ведь судят уже двух братьев. Судят за очевидный кидок с почтовыми перевозками французской компании Ив Роше. Кидок размером в 55 млн рублей.
Непредвзятая демократическая журналистика считает официальный пресс-релиз Следственного комитета России по данному делу неуклюжей попыткой СКР сохранить лицо и утверждает, что следствием не найдено сколь-нибудь серьезных доказательств. Для таких выводов непредвзятым журналистам вовсе не обязательно иметь опыта оперативной работы и уж, тем более, не обязательно знакомиться с материалами дела, вполне достаточно тонкого демократического чутья, журналистской интуиции.
Чувство сомнения в душе демократического журналиста рождают очень многие обстоятельства дела: забавно, что француз Лепру использует такой «исконно русский» речевой оборот как «путем злоупотребления доверием». Вообще-то, лично на мой взгляд, было бы весьма странным, если б генеральный директор "Ив Роше Восток" использовал в своем заявлении в Следственный комитет России "исконно французские" речевые обороты. Если же Ирек Муртазин намекает на то, что месье Лепру не сам писал текст заявления, то спешу его заверить: не сам. Генеральные директора в компаниях, тем более в таких крупных и серьезных, не пишут самостоятельно никаких заявлений и иных бумажек, не составляют собственноручно договоры и т.д. Для этого у них имеется целый штат работников - секретари, юристы, помощники и прочие. Так что, в принципе, можно сказать, что чутье не подвело демократического журналиста. Месье Лепру действительно скорее всего не писал заявления в Следственный комитет. За него это сделали. Кошмар.
Еще моего френда искренне удивляет, что за 4 года действия договора между "Ив Роше" и фирмой братьев Навальных, никто почему-то не не обнаружил в этой схеме ничего подозрительного, а потом вдруг взяли и обнаружили. Еще один серьезный аргумент. Еще один повод для глубоких сомнений. Не знаю даже, что и сказать. Скажу, наверное, что обычно именно так на нашей планете и происходит с экономическими преступлениями. Сначала преступники реализуют некую преступную схему, затем она какое-то время работает и они получают свой незаконный доход, а затем, в какой-то момент, происходит нечто, что выводит злоумышленников на чистую воду. Бывает, конечно, что преступление выявляется в самой начальной его стадии. А бывает, что нет. По всякому бывает.
Но самый главный довод Ирека Муртазин - это, конечно, исчезновение потерпевшего: следствие получило совсем уж неожиданный удар - гендиректор «Ив Роше Восток» отказался от своих претензий. То есть исчез потерпевший... Более того, он уволился с должности гендиректора ООО «Ив Роше Восток» и по нашим сведениям покинул Россию... А без потерпевшего нельзя передавать в суд дело, возбужденное по ст.159 УК. Такие дела.
Это тоже очень серьезный аргумент в непредвзятом журналистском расследовании "Новой газеты", но есть один нюанс. Ирек Муртазин хоть и провел часть своей жизни в колонии по обвинению в клевете, а уголовный закон не знает. Точнее знает плохо. Ну что ж, проведем для демократического журналиста тоталитарный правовой ликбез.
В уголовном праве есть разные виды уголовного преследования. Подробно об этом говорит ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: "в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке".
Часть 3 упомянутой статьи говорит нам следующее:
"Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат... К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями... 159 - 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности".