Вторая часть марлезонского балета.

Шли- шли отец с дочкой в сторону мельницы и вдруг видят: от мельницы бежит им навстречу мальчик "
и слезы ситцевым кульком вытирает". Спрашивают у него путешественники: чего, заинька, плачешь? А он им отвечает: да как же мне не плакать, когда "
на мельнице сидит пионер Пашка Букамашкин, и он меня драть хочет". Сначала, не разобравшись как следует в ситуации, хотели они сдуру мальчика пожалеть. А как разобрались, то вынесли следующее резюме: "
Ну, брат, плохая у тебя история. Даже слушать противно. А мы-то еще собирались за тебя заступиться".
"Плохая история" по мнению Гайдара заключалась в следующем: страшно обидел русский мальчик Санька бедную еврейскую девочку Берту- обозвал её "жидовкой". После этого по мнению пионера Пашки он есть "
фашист" и "
белогвардеец". Поэтому с ним надо "
разделаться".
Но мы не пионеры пашки букамашкины и не красные командиры аркадии гайдары, поэтому смотрим на ситуацию чисто по-человечески, без идейных очков. И видим кое-какие милые подробности. "-
Есть в Германии город Дрезден, - спокойно сказал Пашка, - и вот из
этого города убежал от фашистов один рабочий, еврей. Убежал и приехал к нам. А с ним девчонка приехала, Берта. Сам он теперь на этой мельнице работает, а Берта с нами играет."
Т.е. на самую "блатную" на селе должность - мельника- ставят не кого-то из своих деревенских русских мужиков, а приезжего (убежавшего от фашистов) яврея! Естественно, что колхозники этим делом явно возмущены и наверняка в своих приватных домашних разговорах называют его "жидом", иначе откуда бы Санька взял это слово.
Теперь посмотрим на поведение девочки- еврейки. "
Берта бьет палкой в чижа и попадает нечаянно этому самому Саньке
по затылку, что ли... - Прямо по макушке стукнула, - сказал Санька из-за телеги. - У меня голова загудела, а она еще смеется."
Т.е. явно зарядила палкой Саньке по голове шутки ради (вот такие у евреев шуточки), отлично зная о своей безнаказанности, иначе бы извинилась, а не смеялась. Санька же хоть и хотел сперва её поколотить, но не стал, а всего лишь обозвал "жидовкой". И вот тут девочка- еврейка давай давить на жалость, слёзно плакать и т.п. И на чьей стороне были пионеры пашки букамашкины?- Вестимо на стороне бедной Берточки! А свой русский парень Санька у них стал "белогвардейцем" и "фашистом", достойным всяческого осуждения и порицания.
"
Поднял я тогда с земли камень, сунул в карман и думаю: "Ну, погоди, проклятый Санька! Это тебе не Германия. С твоим-то фашизмом мы и сами справимся!"
Особенно интересна альтернатива автора "фашисту": если Санька не "фашист" (т.е. обидел девочку не сознательно), то вестимо значит он- "дурак" (ляпнул сдуру, не подумав). Иванушка- дурачок такой.
"
Папа, - сказала она мне. - А может быть, он вовсе не такой уж фашист? Может быть, он просто дурак? Ведь правда, Санька, что ты просто дурак? - спросила Светлана и ласково заглянула ему в лицо. В ответ Санька только сердито фыркнул, замотал головой, засопел и хотел что-то сказать. А что тут скажешь, когда сам кругом виноват и сказать-то, по правде говоря, нечего."
Т.е. по мнению т.Гайдара, во всем "кругом виноват" беспартейный Санька- дурак. А Берта и Пашка - просто замечательные ребятишки, с которых всем остальным советским ребятишкам, если они тоже хотят быть замечательными, надо брать всяческий пример.
Что уж тогда удивляться, что сегодня нам жиды на голову сели и ноги свесили.
Между прочим, этот Санька потом еще принес девочке, обозвавшей его дурачком, забытые ею на мельнице босоножки. Вот такие мы, русские, добрые и незлопамятные.
