На июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1923 года развернулась горячая дискуссия вокруг введения государственной монополии на продажу водки. Сталин и его ближайшее окружение были решительными сторонниками монополии. Троцкий выступал категорически против. В своем письме к членам партии он писал: «Грозным симптомом явилась попытка Политбюро построить бюджет на продаже водки...»
Победила точка зрения Сталина и «сухой закон» был отменен в августе 1925 года. Рейтинг Сталина в глазах народа значительно вырос, хотя на первый план вышла фигура председателя Совета народных комиссаров А. И. Рыкова. Не случайно, появившаяся на прилавке водка получила неофициальное название «рыковка». Среди интеллигенции тогда даже ходил анекдот: в Кремле, дескать, каждый играет в свою карточную игру: Сталин — в «короля», а Рыков — в «пьяницу».
Новая расфасовка «рыковки» тоже получила в народе название в духе времени. Бутылочку емкостью 0,1 литра называли «пионером», четвертинку — «комсомольцем», а поллитровку — «партийцем».
Отмена запрета на спиртное вызвало резкое увеличение потребления хмельного. В 1927 году потребление абсолютного алкоголя населением увеличилась более чем в 4 раза по сравнению с 1925 годом. Естественно, что чем больше стали пить, тем больше регистрироваться прогулы на производстве, упала дисциплина, возросло количество правонарушений.
Хмельной поток вызвал к жизни сначала стихийную, а потом организованную волну антиалкогольного движения. В 1928 году пришлось создать Всесоюзное общество борьбы с алкоголизмом. Это общество сумело приковать внимание общественности к вопросам алкоголизма, добиться некоторого сокращения сети алкогольных учреждений, развернуть лечебно-профилактическую работу, снизить затраты на алкогольные напитки в семейном бюджете.
В школах ввели антиалкогольное преподавание, осуществлялись меры административного характера. В частности, запрещалось торговать спиртными напитками в праздничные и предпраздничные дни, а также в дни получения зарплаты. Запрещалась продажа спиртного в общественных местах: в клубах, парках, кинотеатрах, банях и т. д. Повысили цену на водку на 35%. Закрыли 79 пивзаводов, они стали выпускать лимонад.
Общество борьбы с алкоголизмом все больше и больше разворачивалось. Активисты стали устраивать многолюдные демонстрации с требованием убрать из бюджета доходы от водки, а страна нуждалась в средствах на индустриализацию. Сталин рассердился и разогнал Общество борьбы с алкоголизмом, уповая только на административные меры.