Наивные англичане долго ни о чем не догадывались. Спохватились только в декабре, когда Смоленский закрыл завод, заявил, что “очень сожалеет”, и уехал к отцу в Вену. Рабочим за де-кабрь не заплатил. В Блэкпуле ввели внешнее управление, стали разбираться. “Не буду уточнять, зачем мистер Смоленский это сделал, — деликатно говорит представитель профсоюза Transport & General Workers Union Эндрю Робертсон, — но в течение 2006 г. он разделил TVR на несколько независимых фирм, главные из которых — Blackpool Automotive, куда вошел сам завод, и TVR Motors, владеющая брендом”. Робертсон выяснил, что на заводе висят долги в £12 млн, а Смолен-ский их отдавать не будет, поскольку Blackpool Automotive принадлежит уже не ему, а его помощ-нику Роджеру Биллингхерсту и еще некоему Ангелко Стаменкову. “Эти подставные фигуры тоже не заплатят, у них нет денег”, — уверен Робертсон. Долги рабочим, £3 млн, Transport & General Workers Union отдаст. Остальные кредиторы ничего не получат. В частности, владелец заводских зданий — Смоленский арендовал их за £400 000 в год и довел до такого состояния, что тот требу-ет компенсации на ремонт. Кредиторы сделали попытку возродить производство, чтобы постепен-но вернуть потерянное. И вот тут-то выяснилось, что торговая марка вместе с фирмой TVR Motors — по-прежнему у Смоленского и давать заводу право на бренд он не хочет. Собирать ма-шины TVR под другим названием — нелепость. Это все равно что Ferrari с коровой вместо лошади на капоте, говорит французский дилер TVR Ромен Руссо.
Но Николай Смоленский увез с собой бренд не из вредности. Просто увлекся новым пла-ном: он уже почти договорился, что автомобили TVR будет собирать Bertone в Турине. Остались пустяки: сделать мотор, провести европейскую омологацию, вернуть потерянные рынки. Ну, слоган придумать. Вдруг получится.
42 (1) 15 января 2007