Действительно, добавим от себя, Обама и Горбачёв в своей политике во многом схожи. Михаил Сергеевич выступал за сокращение ядерных арсеналов — об этом же толкует и Барак Обама. Коммунистический генсек ратовал за дружбу народов — о том же постоянно твердит и Обама, провозгласивший «перезагрузку» между США и Россией и отправивший в Москву мистера Макфола. Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1986-м году на XXVII Съезде предложил стране развитого социализма стратегически «ускориться», что очень скоро вызвало скрытую инфляцию, а обитатель Овального кабинета в кризисное время одобрил инициативы Бена Бернанке об ускоренной накачке экономики зелёными бумажками-долларами, последствия которой ещё впереди. Михаил Сергеевич, глядя на Америку, говорил о демократизации и гласности — Барак Обама неустанно твердит о свободе слова и именует США «лучом надежды». Горбачёв обожал произносить речи, из-за которых программа «Время» по первому каналу ТВ растягивалась на лишний час, — Обама тоже горазд выступать, и американский бюджет содержит для него специального спичрайтера — Коди Кинана (чей предшественник, между прочим, уехал трудиться сценаристом в Голливуд). Горбачёв вывел войска из Афганистана в 1989-м — Обама выведет их оттуда же в 2014-м. Горбачёву в 1990-м дали Нобелевскую премию мира — такую же получил в 2009-м и нынешний американский президент. Генсек ЦК КПСС, он же первый и единственный президент СССР, развалил государственную социалистическую систему, — Обама, вполне возможно, стоит на пороге распада системы капиталистической.
Американский телеведущий Боб Шиффер говорит:
«Больше всего Америка преуспевала тогда, когда подавала пример другим. Во времена холодной войны мы построили самый большой арсенал оружия во всём мире, и это оружие держало в страхе Советский Союз. Но войну выиграло не оружие, а тот пример, который мы подавали. Когда люди, находившиеся по ту сторону железного занавеса, наконец-то смогли заглянуть за него, они увидели, что наша система обеспечивала лучший уровень жизни, и вскоре стена рухнула. Эти люди хотели не ракеты и бомбы — им нужны были посудомоечные машины и лучшие школы. В отличие от нашей, коммунистическая система не могла предоставить им всего этого. Им нужна была американская модель жизни».
Затем Шиффер переносится в настоящее время:
«Но когда я смотрю на увеличивающийся список того, с чем облажался Вашингтон — иммиграционная реформа, помощь фермерам, студенческие кредиты, сокращение дефицита бюджета, налоговая система, независимо от её справедливости или несправедливости, настолько сложная, что её никто не может понять; план здравоохранения, который не может осуществить даже министерство, выпустившее этот самый план; военно-воздушные силы, треть боевых эскадрилий которых простаивает, поскольку Конгресс не может найти способ их финансировать, — мне становится интересно: кто захочет подражать такому примеру?»
Похоже, добавим от себя, американское государство увязло в собственной неспособности быть государством. При этом главные действующие лица в Белом доме продолжают верить, что их управление эффективно, потому что иначе просто не может быть. Правительственная машина США движется подобно инерционной игрушке, но Обама, примерно как социолог Фукуяма, продолжает верить в то, что модель американской демократии — нечто вроде безостановочно работающего вечного двигателя, по образцу которого готова «перестроиться» вся отсталая планета.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин "=?