Вместе с эллинизацией евреев наблюдается встречный процесс – появление в греческой среде групп иудействующих, хотя их количество и роль в истории слишком преувеличиваются современными еврейскими историками. Одновременно в Палестине и ряде крупных центров Восточного Средиземноморья проживают сотни тысяч самаритян. Филон Александрийский наивно-искреннее пытается соединить иудаизм и философию Платона. Концепция Филона не оргинальна – его современником был живущий в Александрии египетский жрец Херемон, написавший, подобно Манефону, свою историю Египта, комментирует египетские мифы столь же аллегорически. В целом же античная философия на тот момент представляет невообразимое эклектическое смешение школ и идей, при том, что в это время не было крупных оригинальных мыслителей, и вся эпоха представляет собой некую «седловину» между классическим периодом греческой философии и греческим возрождением II века н.э. В Индии буддизм продолжает господствовать во многих государствах севера субконтинента. Школа Вайбхашика, чье название произошло от трактата Махавибхаша («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой, учила, что всё существующее реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат). От этой школы отделилась школа Саутрантика. Название ее происходит от слова «сутра», так как ее последователи утверждали, что абхидхармисты (буддийские философы) должны опираться лишь на материал, содержащийся в сутрах (как словах самого Будды), и игнорировать иные источники. По ряду важных позиций они расходились с вайбхашиками, считая, например, многие дхармы (прежде всего, асанскрита дхармы, то есть «сверхмирские» дхармы, «не входящие в составы») лишь условными (праджняпти), а не реальными (дравья) единицами. Кроме того, признавая объективное существование внешнего мира, они отвергали учение вайбхашиков о полном соответствии образов мира, отражённых в нашем сознании, реальным вещам, рассматривая объектное содержание сознания в качестве представлений, репрезентаций, реальных вещей, которые могут и не совпадать с вещами «мира в себе». Т.е. мы имеем дело со спором, во многом аналогичном средневековому спору «реалистов» и «номиналистов» в Европе. Рубеж эр в Индии – это эпоха расцвета джайнизма и его наибольшего распространения – в т.ч. и за пределы Индии. Не смотря на кратковременное преследование буддистов царем династии Шунга Пушьяминром, правившим в 185-149 гг. до н.э., эта религия процветает повсеместно в Индии. Защитником буддизма выступает греко-индский царь Менандр I, правивший в 160-135 годах до н.э., и война – первая религиозная война в истории Индии – между буддистами, возглавляемыми греко-индской династией, и правоверными брахманами династии Шунга продолжалась до 110 года до н.э., о чем свидетельствует Столп Гелиодора. Буддизм также начинает распространяться в Средней Азии и Юго-Восточной Азии, играя важную роль культуртрегерской религии для бирманцев и тохаров. Также в Юго-Восточной Азии начинают распространяться традиционные индийские верования, которые уже вполне можно называть индуизмом. Наряду со столь заумными религиозно-философскими теориями повсеместно существовали древние мифологии. Римляне запретили деятельность друидских жреческих коллегий, но последние успешно сохранялись сначала в Британии, а после в Ирландии. К северу от римского лимеса процветают мифологии древних германцев, славян, балтов, сарматов, финнов и др. Синкретизированные египетские культы сохраняют свою популярность среди местного населения и находят адептов по всему Средиземноморью. Сохраняются мифологии финикийцев, эфиопов, аксумитов, арабов, сабейцев, арамеев, народов Кавказа и других племен Азии и Африки. Проникновение кельтов в Малую Азию в конце III века до н.э. и закрепление их в районе Анкары обогатило и без того пестрый малоазиатский мир мифов новыми персонажами и культами. Среди них необходимо выделить кельтского бога Езуса, жертвы которому вешались на дерево. Иконографически Езус – бородатый или безбородый мужчина около дерева с подобием топора. Этимологически «Езус» означает «добрый бог», «бог-сударь» (Мифы народов мира. М.,1991, Т 1, с 430). Там же – в Малой Азии процветают культы умирающих и воскресающих богов, богов-страдальцев и целителей. Именно в этой среде в I веке до н.э. возникает культ умирающего и воскресающего, страдающего и исцеляющего «доброго бога» Исуса (Езуса), принесенного в жертву и повешенного на дерево. Но в этот момент, кроме небольшой общины, состоявшей из малоазиатского эллинизированного простонародья, никто еще не знает об этом культе, даже Филон Александрийский.