…Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны. Эти неофициальные рекомендации были приняты Сталиным еще в 1943 году и создали дополнительные благоприятные предпосылки для встречи в Тегеране, а затем в Ялте.

Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.

Автор Тема: ОСЕВОЕ ВРЕМЯ РЕЛИГИЙ Булат Владимир Владимирович  (Прочитано 7935 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Значение слова «атеист» изменялось на протяжении классической античности.  Иногда ранних христиан называли атеистами за то, что те не верили в «языческих» богов и отрицали культ императорской власти.  Религиозное сознание выдвигало против атеизма три основных обвинения: онтологическое, моральное и экзистенциальное.  Онтологическое обвинение состояло в утверждении о невозможности объяснить существование реального мира без признания существования его творца.  Однако, как было показано выше, религиозное сознание намеренно делит окружающий мир на сакральный и профанный и вынуждено находить оправдание для существования сакрального мира.  Бесконечность реального мира, даже для уровня знаний на рубеже эр, представлялась столь же обоснованной, сколь и его конечность.  Моральное обвинение состоит в том, что атеисты, не признавая бога, автоматически не признают всей морали и способны творить лишь зло.  Теоретически то, что верующим, чтобы прилично себя вести, неминуемо нужен бог, всегда готовый их покарать за неприличное поведение, само по себе показательно, а практически, религиозное сознание (прежде всего в силу непреодолимого желания, во что бы то ни стало, переделать профанный мир в соответствии со своим представлением о сакральном мире, не взирая на жертвы) благословило массовое уничтожение людей по религиозному принципу (в этом религии существенно проигрывают «язычеству», которое не знало религиозных войн), и если ни одна религия до сих пор не одержала решающей победы над другими, это следует приписать скорее маловерию и недостаточной активности ее адептов, чем неким пацифистским настроениям по отношению к иноверцам («духовные» религиозные общины относятся друг к другу ничуть не лучше, чем «бездуховные» атеисты).  Наконец, экзистенциальное обвинение касается отсутствия в атеизме учения о посмертном существовании человеческой личности.  Впрочем, само по себе учение религий о наличии жизни после смерти не есть доказательство ее реального существования (обычно религиозные доктрины обосновывают ее правдоподобность из желания человека: если мы хотим, чтобы жизнь после смерти была, значит, она есть), и эта концепция может рассматриваться, скорее, как психическая анестезия, подавляющая страх смерти (который все равно существует даже среди самых твердо верующих людей), что может быть полезным с т.з. психотехники, но лишь в силу этого эффекта не есть истина.  При этом, изучая религии, как исторический феномен, стоит помнить, что все вышеописанные религиозные баталии и метаморфозы привлекали внимание относительного меньшинства активной части общества, равно как и всего общества в целом, а значительная часть общества (даже в самые «темные века») относилась к религии с явным безразличием.  Церковная популяризация истории христианства это отрицает и настаивает на том, что люди, жившие 100, 500 и 1000 лет назад, отличались от современных христиан гораздо более строгой религиозностью и более регулярным участием в церковной жизни, причем, без всяких исключений, а также отождествляют традиционную культуру современных народов Европы и Азии с религией, что также выглядит в большей степени пожеланием, чем описанием реальности.  Все исторические факты, противоречащие такому взгляду, религиозными историками игнорируются либо расцениваются, как попытки очернить историю рассматриваемого народа.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Загрузка...

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Еще один феномен религиозного сознания, требующий освещения, - это т.н. сатанизм (а точнее, антисатанизм, если смотреть на этот феномен сознания с позитивно-религиозной точки зрения).  Как уже отмечалось выше, создавая модель мира с единым богом как творцом и миродержцем материального (а также духовного: ангелов, душ людей) мира, религиозное сознание неминуемо было вынуждено возложить на этого единого творца всю ответственность за происходящее, тем более, что, будучи личностью, бог творит вполне сознательно и должен отвечать за результат творения (в том числе за результат творения свободы, в той степени, в которой свобода приводит к злу, или к тому, что считается злом; поскольку критерии зла всегда и везде очень расплывчаты, и если христианин-пацифист считает уничтожение людей даже нехристианских конфессий на войне абсолютным злом, христианин-патриот вполне допускает уничтожение в ходе военных действий даже своих единоверцев, если они представляют враждебную страну, и оба они могут привести неопровержимые сакрализованные аргументы своей правоты).  Возлагать ответственность за зло на доброго бога религиозное сознание не может.  Остаются два способа: либо верующий приходит к отождествлению всей окружающей реальности, как божественного произведения, с добром и вообще отрицает наличие зла в мире (подобная т.з. способна вернуть религиозное сознание к «языческому» мироощущению, но в условиях отсутствия у религиозного сознания «языческого» героизма как понимания индивидуальной роли человека в мире, не смотря ни на что и вопреки всему, а следовательно, отсутствия резистентности этому «пантеизму», она самоубийственна; к примеру, в этом случае верующие евреи должны считать лагеря смерти творением единственного (если никаких других богов нет) бога Яхве и не сопротивляться божьей воле; впрочем, у христиан и мусульман есть даже молитвенные формулы такого всеоправдания), либо субстанционально отделить добро от зла путем определенного мистического акта.  Этим мистическим актом во всех религиях становится бунт и борьба сил зла (олицетворенных «прародителем зла») против сил добра, олицетворенных богом.  Гениально простое, на первый взгляд, разрешение проблемы зла в мире, созданном добрым богом, однако, не решает ряда ключевых проблем, с которыми религиозное сознание не может справиться за всю свою 2500-летнюю историю.  А именно проблемы хронологии зла и его носителей, их соотношений с добрым богом и их последующей судьбы.  В зороастризме Ангро-Майнью – брат-близнец Спента Майнью (Гаты), он «князь тьмы» со свитой злых духов и, как правило, действует не сам, а через подчиненных ему демонических сил – дэвов (богов иранского дозороастрийского пантеона; и в этом плане зороастризм закладывает вполне легитимную возможность считать всех «язычников» и даже еретиков дьяволопоклонниками).  В зороастризме не развилось единого представления о судьбе Ангро-Майнью: более ранние источники – «Замьяд-яшт» и «Денкарт» не считали возможным полное исчезновение фигуры Ангро-Майнью, в то время, как в «Бундахишне» утверждается, что Ангро-Майнью в конце концов будет уничтожен.  Согласно представлениям иудаизма (в которых образ Сатаны долгое время был очень смутным), Сатана не является силой, равной Яхве.  Яхве позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.  Подобная т.з. как бы легализует Сатану и низводит его до роли некого технического ассистента, вынужденного выполнять «грязную работу» за доброго бога.  В талмудической Мишне Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла.  В Талмуде Сатана, однако, стал играть более заметную роль.  Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается имя Сатан.  Сатана отождествляется с «иецер ха-ра» (дурными наклонностями) и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.  В христианстве образ Сатаны столь же неоднозначен.  Апостол Павел именует его Велиаром (2 Послание Коринфянам 6:15) и Искусителем (1 Послание Фессалоникийцам 3:5).  В евангелиях Сатана назван Веельзевулом и Князем бесовским (Евангелие от Матфея 12:24), Диаволом (Евангелие от Луки 8:12), Лукавым (Евангелие от Матфея 13:19), а автор Евангелия от Иоанна везде в своем тексте именует его Князем Мира Сего (Евангелие от Иоанна 12:31, 14:30, 16:11). 
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Откровение Иоанна, которое было окончательно принято в христианский канон лишь в начале IV века, гораздо чаще упоминает противника бога под именами: Аваддон (Аполлион) и Ангел Бездны (Откровение 9:11), Большой Красный Дракон (Откровение 12:3), Великий Дракон (Откровение 12:9), Древний змий (Откровение 12:9, 20:2).  Велиар в ветхом завете упоминается для обозначения чужих богов, которые одновременно, в принципе, не существуют, но которые при этом опасны и вредоносны.  Также сатана упомянут в кумранском источнике «Война сынов света против сынов тьмы» в качестве предводителя воинств «сынов тьмы» (Мифы народов мира. М.,1991, Т 1, с 227-228).  Аваддон (в греческом варианте Аполлион) в древнееврейской мифологии, видимо, был богом смерти и загробного царства, и в ветхом завете он ассоциируется с шеолом (иудаистическим загробным царством) (Мифы народов мира. М.,1991, Т 1, с 23).  Веельзевул (чье имя ‎ переводится как «повелитель мух») — в Септуагинте название ассиро-финикийского божества Баалзевув, одного из олицетворений Ваала; вероятно, он изначально был богом, спасающим людей от укусов мух (а также покровителем врачебной науки).  Дьявол (буквально по-гречески «клеветник») – образ греческого происхождения.  Сатана в христианстве понимается как бунтовщик, воспользовавшийся данной ему свободой для бунта против бога, и этим простым умозаключением христианство решает проблему ответственности бога за зло в мире (бог лишь «попущает» зло, но не творит его сам).  Однако, совершенно неожиданно появляется другое, совершенно неразрешимое противоречие, уже не логическое, а онтологическое.  В христианстве образ Сатаны проделал эволюцию от безличной враждебной силы до персонификации главного противника христианского бога, воплощающего те качества, от которых христианский бог отказывается сам или призывает отказаться верующих в него.  Поскольку в христианстве с его сложной оценкой реального мира, которому христианское мировоззрение всегда, как минимум, не доверяет, а, следовательно, считает ряд его атрибутов: власть, богатство, изобилие, происходящими не от бога, либо находящими в распоряжении Сатаны, происходит сакрализация разного рода убогости «в этом мире» (ради последующего вознаграждения в сакральном мире), противнику бога, понимаемому как диаметрально противоположная сущность, приходится поднимать знамена тех качеств, которые в рамках позитивной христианской этики либо совсем отрицаются, либо находятся под подозрением.  Дьявол в европейском искусстве и культурном контексте становится верховным носителем красоты, богатства, удачливости, власти, юмора, мудрости (как это не странно), и естественно (опять больная тема христианства!), наделяется повышенной сексуальностью.  «Дьявольщиной» объявлялось все: начиная от явлений природы и кончая шумными танцами и песнями.  И любой человек – христианин по вероисповеданию – в той степени, в которой он был подвержен влиянию «дьявольских» феноменов, имел все основания считать себя «сатанистом» (либо таковым его определяли наблюдатели).  Будучи в начале своего существования антиправительственной (в религиозно-идеологическом, разумеется, смысле) подпольной организацией, христианство скоропалительно провозгласило, что «мир лежит во зле» (1 Соборное послание Иоанна 5:19-20), и, не смотря на последующий приход христианства как организованной идеологии к власти, это видение сохранилось, причем, не только в сектантских движениях, всегда более крикливых и заметных (что мешает оценить их реальный масштаб), но даже в самой господствующей церкви.  Выхода из этого противоречия не было, и его действительно нет, если исходить из христианской картины мира, поскольку даже обещаемое «преображение» «сатанинских» феноменов в «божественные» отнюдь не гарантирует их сохранение.   
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
К примеру, Иисус Христос в Евангелии от Матфея однозначно заявляет: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Евангелие от Матфея 22: 23-32), и даже самые решительные защитники особой «преображенной» христианской сексуальности не могут утверждать, что Иисус Христос допускает возможность интимных отношений в царстве христианского бога.  Впоследствии ислам гениально просто разрешит эту проблему, допустив существование джиннов – существ огненной природы, возможно враждебных человеку, но почитающих Аллаха (Коран 72: 11-15).  Джинны смогли получить в распоряжение даже те феномены, которые в рамках ислама считались рискованными (впрочем, сфера подобных «греховных» феноменов в исламе куда уже, чем в христианстве).  В конечном счете, образ Сатаны неотделим от образа монотеистического бога (неизбежно дополняя его в сфере творения зла), и нельзя быть сатанистом, не будучи христианином.  Картина мира христианина и сатаниста идентична, различие лишь в симпатиях одной из сторон, и в итоге они вынуждены играть по правилам друг друга.  Это сближает христианство с зороастризмом, хотя сатанизм в известной степени характерен для любой монотеистической религии (включая иудаизм и ислам).  Поиск сатанизма в «языческих» верованиях сразу же обнаруживает важную для монотеизмов проблему – проблему отношения к верованиям «язычников» и других религий. В современном толерантном мире верующие вынуждены камуфлировать свое отношение к «инославным» и «иноверным» сложной системой ссылок на «волю божью», предоставляя расправу с ними своему богу (если лично верующим это запрещено законом), однако признать легитимность других религий означает не много ни мало умалить свою собственную.  Поэтому в рамках религиозного мышления существует интерпретация «языческих» верований как более-менее откровенного сатанизма (поклонения бесам), а другие религии рассматриваются как ереси (неправильные интерпретации «истинной» религии).  Как бы монотеист не оправдывался по этому поводу и не отрицал такую интерпретацию, она неизбежно задана самой по себе природой религии, как мировоззрения, в рамках которого онтологически существуют лишь одна истина и противостояние этой истине (множественное по форме, но единое по сути), как противостояние богу – т.е., следовательно, сатанизм.  Первое неизбежно ассоциируется с «правильной» верой в «правильного» бога, а второе – со всем остальным, и хотя ортодоксия обычно соглашается на наличие в иных религиях и верованиях «следов истины», это признание обесценивается при малейшем столкновении «религии истины» с «религиями полуистины».  Это позволяет несколько иначе трактовать образ Антихриста в христианском понимании.  Антихрист – любой нехристиански настроенный деятель, вне зависимости от его убеждений, включая атеиста Бертрана Рассела, сатаниста ЛаВея и папу римского, на чем настаивают наиболее искренние протестанты.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
История возникновения и развития религиозных верований представляется на порядок сложнее, чем это следует из ортодоксальных, а тем более еретических систем знаний внутри самих религий.  Исследователь неизбежно оказывается перед дилеммой: «оскорблять» чувства верующих, либо жертвовать научной добросовестностью во имя позитивного отношения к результатам исследования тех или иных групп верующих.  Учитывая, что современное светское государство в целях поддержания мира и согласия внутри общества вынуждено умышленно врать, утверждая через общенациональные средства массовой информации о сходстве и даже тождестве всех религиозных верований, отлично понимая, что иначе верующие разных конфессий просто поубивают друг друга, второй путь не так уж нелеп.  Однако, последовательное движение по этому пути в конечном счете превращает науку в «служанку богословия» и делает «религиозных» ученых посмешищем.  Мнение современных фундаменталистов о науке, как о системе умозаключений, базирующихся на определенных верованиях (христианских или атеистических, - многие верующие всерьез считают атеизм чем-то вроде религии), абсолютно ложно.  Подобно тому, как не может быть «еврейской» или «арийской» физики, не может быть «христианской» или «атеистической» науки, а если «еврейская» физика или «христианская» наука все же появляются как определенный феномен мышления, к настоящей науке это не имеет ни малейшего отношения.  Наука совершенно нелицеприятна, она безлична, как безличен тот космос «язычества», который так недолюбливают христианские философы, и в этом плане она объективна.  Дерево, растущее во дворе, видят представители всех религий и убеждений.  Оно объективно и безлично, его можно любить или ненавидеть, но оно есть.  Предмет верований хочет, но не может стать реальностью, поскольку становясь ею, он теряет свою личностность и превращается в безличный объект.  Это коренное противоречие заложено в самой природе религии.  Поэтому претензии религиозного сознания на научную объективность есть желание невозможного.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
конец
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Loading...