…Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны. Эти неофициальные рекомендации были приняты Сталиным еще в 1943 году и создали дополнительные благоприятные предпосылки для встречи в Тегеране, а затем в Ялте.

Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.

Автор Тема: ОСЕВОЕ ВРЕМЯ РЕЛИГИЙ Булат Владимир Владимирович  (Прочитано 7936 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Большое место в западносемитской мифологии занимали календарные мифы, важную роль играл культ богов плодородия.  На раннем этапе верховным богом повсеместно почитался Ил (Эл).  Супруга Илу – Асират (Ашера) – праматерь и владычица богов.  В угаритском списке богов Илу предшествует Илу-Отец (Баалшамем – владыка неба).  Умирающему и воскресающему угаритскому богу бури и плодородия Балу посвящен важнейший мифологический цикл, в котором описывается борьба за власть разных поколений богов (ср. хеттские и греческие мифологические сюжеты).  В борьбе с богом смерти и подземного мира Муту Балу гибнет, но Анат убивает Муту, и Балу воскресает.  Балу побеждает также бога водной стихии Йамму и бога плодородия Астара (олицетворение планеты Венера).  В Угарите регулярно устраивалось храмовое действо, инсценирующее миф о рождении Илу от священного брака богов вечерней и утренней зари Шахару и Шалимму, в результате которого пробуждаются силы природы.  В храме финикийского Берита хранились записи мифов, посвященных богу-прокровителю этого города Йево (Яхве).  Вероятно этот же бог был покровителем Эдома на южном Синае.  У него были две супруги – Хохма (богиня мудрости) и Анат (богиня охоты и битвы).  Он борется с богом моря Йамму и Левиафаном.  Кстати, эти сюжеты встречаются в египетских источниках, описывающих ханаанейскую мифологию, но ни о каком монотеизме в тех краях в XIII-VI вв. до н.э. эти источники не сообщают (что странно, и резко контрастирует с античными источниками периода эллинизма, которые более-менее правдоподобно дают сведения о еврейских монотеистических верованиях, современных им).  Финикиец Санхонйатон, живший где-то во второй половине II тысячелетия до н.э. в Берите или Тире, попытался систематизировать все эти верования в своем труде, дошедшем до грекоязычного писателя конца I – начала II вв. н.э. Филона Библского.  Последний пишет о том, что Санхонйатон пользовался т.н. «письменами аммунеев» (возможно, несохранившимися священными книгами храмов Берита, составленными Гиеромбалом – жрецом в храме Йево).  В Карфагене особо почитался Баал-Хаммон и его супруга Тиннит.  Там же существовали культы и других западносемитских богов (прежде всего Астарты).  Таким образом, еврейские верования XIII-VI веков до н.э. представляют собой политеистическую систему верований, а культ громовержца Яхве – лишь «старший среди равных».  Богиня огненной любви крылатая Лилит пытается соблазнить Яхве, но безуспешно.  Астарта, Ваал, Таммуз и прочие западносемитские боги пользовались почитанием евреев (в т.ч. в иерусалимском храме).  Отдельные еврейские «колена» имели своих тотемных животных (Иуда – львенок, Иссахар – осел, Дан – змея, Неффалим – олень, Вениамин – волк).  Также почти во всех еврейских домах археологи находят идольчиков-керубов (духов-хранителей) – сам по себе сюжет с фигурками богов, похищенных Рахилью из отцовского дома (Книга Бытия, 31:19), показывает сильное хурритское влияние.  Некоторые библейские персонажи также являлись первоначально божествами.  Например, Самсон – это бог солнца, сын Ваала, Шуламита – финикийская богиня и супруга бога плодородия Шалема.  История Дины, похищенной царем Сихема, который в отместку осаждают ее братья Симеон и Левий, заимствована из угаритского эпоса – «Поэмы о Карату» (Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.1994, с. 98), в котором бог Илу приказывает царевичу Карату осадить город Удум (Эдом) Великий, где его будущая супруга, красавица-хурритянка, удерживается влюблённым в неё царём города (Мифы народов мира. М.,1991. Т 1, с 456-459). 
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Загрузка...

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Реальная история еврейских племен связана с амореями, которые называли себя также сутиями – потомками Сути (Сифа).  Сутии выделились из родственной семитской племенной среды на южных рубежах Месопотамии в начале III тысячелетия до н. э., когда от них отселились на запад предки ханаанеев.  В эту эпоху они известны как южные соседи шумеров.  Около начала  XXII в. до н.э. сутии широко расселяются вдоль Евфрата на северо-запад, занимая нагорье Джебель-Бишри (ставшее теперь их центром) и сопредельные области Сирии, где ассимилируют местный западно-семитский народ эблаитов, ослабленный аккадскими походами предыдущего столетия; после этого на сутиев переходит месопотамское название «амореи» (букв. «западные люди»), как ранее называли именно эблаитов.  В ходе этого расселения выделилось три племенных союза сутиев: собственно сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бини-ямина на юге и юго-востоке (некоторые исследователи полагают, что от последних происходит израильское колено Вениамина).  Во второй половине XXI в до н.э. пастушеские племена амореев, гонимые засухой из вытоптанной овцами Сирийской степи, стали переходить Евфрат, угрожая оседлым поселениям Месопотамии.  Цари III династии Ура построили стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, которая была предназначена защитить Нижнюю Месопотамию с севера.  Но аморейские пастухи, не пытаясь прорваться на юг через эту пустыню и построенную царскими работниками стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад.  Не следует думать, что племена амореев в Месопотамии образовывали какое-то единство.  Напротив, они разделились на множество совершенно независимых друг от друга и нередко враждовавших племён.  На реке Хабур обитала одна часть племени идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец среди прочих — бини-сим’ала, ханейцы (‘анейцы) и бини-ямина, причём их ответвления под особыми названиями держались также и гораздо южнее; так между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть и ряд других и в то же время они составляли часть бини-ямина и ханейцев.  Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, возможно, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.  Около 2000 года до н.э. на развалинах державы III династии Ура были созданы следующие государства: аккадское царство Иссин, которое возникло ещё до крушения государства Ура и на первых порах было бесспорным гегемоном в Двуречье, и аккадское царство Эшнунна (хотя в этом городе временно также правили и амореи).  Это царство также образовалось ещё до падения Ура.   
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Чуть позже возникли аморейские царства в Ларсе и Дере.  В начале XIX в. до н. э. вожди аморейских племён, следуя правителям Ларсы, стали захватывать один за другим города, как в Сирии и Верхней Месопотамии, так и в Южном Двуречье.  Можно отметить города-государства Мари и Рапикум, сыгравшие довольно значительную роль в истории.  В Нижней Месопотамии между 1900 и 1850 годами до н.э. образовались самостоятельные царства с аморейскими династиями: по Евфрату к северу от Иссина и Ниппура возникло царство Сиппар и Киш, к югу от Иссина и Ниппура основано царство Кисура-Шуруппак, ещё южнее, позже прочих возникло царство Урук, на канале Аоахту — Вавилон, на канале Ме-Энлила — Казаллу-Марад, по Тигру возникло царство Малгиум, здесь же находился неизвестный независимый город — богом-покровителем которого был, как и в Уре — Нанна.  Может быть это был Акшак, а также по реке Дияле — царство Тутуб.  Наряду с этим продолжали существовать царства Иссин, Ларса и Эшнунна.  Но если в Верхней Месопотамии множество приобретших независимость царств носило, в общем, скорее характер именно городов-государств или номовых государств, то в Нижней Месопотамии, где каждый захвативший власть принимал возможно более пышные титулы, претендуя на роль приёмника династий Иссина и Ура, происходил беспорядочный делёж страны и всеобщая борьба за власть над нею.  Понятно, что в Нижней Месопотамии большинство аморейских царств оказались непрочными, так царства в Кисуре (созданное вождем аморейского племени рабабум) и в Тутубе были совсем эфемерными, а царства в Сиппаре, Кише и, видимо, в Малгиуме переходили из рук в руки и были независимы лишь в течение коротких периодов времени. Укрепиться удалось лишь только царям Вавилона и отчасти Казаллу (причем действительно сильным стал лишь Вавилон).  Таким образом, во 2-й половине XXI в. до н. э. происходит великое переселение сутиев-амореев, ставшее важнейшим рубежом в истории древнего Ближнего Востока: они заселяют всю Месопотамию (где им удалось сломить шумеро-аккадскую державу III династии Ура) и Сирию, Заиорданье (где библейские тексты полторы тысячи лет спустя упоминает их под именем «Сынов Шета»), вторгаются в Финикию и Ханаан, предавая огню и мечу богатые города на своем пути. При этом в Сирии, Заиорданье и части Ханаана расселились диданы (в том числе их ведущее племя рапаиты, в библии имеющее славу великих мудрецов и героев древности), а в Месопотамии жили представители всех трех сутийских союзов.  В ходе столь широкого расселения эти союзы распались на отдельные независимые племена, сохранившие лишь общую память о своем происхождении.  Во второй половине XX – первой половине XIX вв. до н. э. аморейские вожди захватывают власть в Месопотамии и основывают там множество царств (самое раннее – Ларса  в 1932 году до н. э., самые знаменитые: Вавилон в 1895 году до н. э. и Мари около 1850 года до н. э.; эти три царства контролировали долину Евфрата), впоследствии объединенные аморейской же династией Хаммурапи.  В XIX в. до н. э. сложились и два других крупных аморейских царства: Ямхад в Сирии со столицей в Алеппо и часто, но неверно именуемая Староассирийской, держава удачливого завоевателя Шамши-Адада I (1810—1780) в Верхней Месопотамии.  Создание империи Хаммурапи и экспансия хурритов в XVIII-XVII вв. до н. э. стали поворотным этапом в судьбе амореев. Отныне зонами их сплошного обитания остаются только Нижняя Месопотамия, Сирийская степь и Заиорданье (царство Васан и союз «Сынов Шета»), в то время как в северной, уже заселенной преимущественно хурритами, части этого ареала, остаются только отдельные аморейские племена.  Тем не менее, за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев).  Около 1400 года до н.э. вавилонский царь Кадашман-Харбе I изгоняет амореев из Месопотамии и частично Сирийской степи; от этих изгнанников, устремившихся к окраинам Ханаана, и происходят непосредственно древнееврейские племена.  (История Древнего мира.  Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. М., 1983)
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
В библейском тексте все эти события сохранились лишь в качестве истории о переселении Авраама из Месопотамии.  В этой связи возникает вопрос: а можно ли считать «священные тексты» различных религий историческими источниками в строго научном смысле слова?  Для теологов это вполне допустимо, и они полагают, что если в какой-либо «священной истории» упоминается реальный исторический деятель: Понтий Пилат или безымянный фараон (коранические сказания с теологической убедительностью утверждают, что Фираун – это имя), значит, вся остальная информация, содержащаяся в этом источнике, априори достоверна.  Как это может выглядеть «со стороны», видно на следующем примере.  В среде русской секты скопцов бытовало твердое убеждение в том, что император Александр I был тайным скопцом.  Рассказывали легенду: раз будят Александра I сенаторы.  Говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец.  Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец.  Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать».  Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец.  Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить.  Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец (по легенде).  Говорит гвардейцу: отвори ворота.  Тот: не велено пускать.  Константин вырывает у него шашку и одним движением ему голову с плеч.  Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов.  А спасенному Александру говорит: эх ты, курицы испугался!  (Волков Н.Н. Секта скопцов. Л.,1930)  Данное сказание удовлетворяет всем требованиям богословия, чтобы быть признанным в качестве исторического источника: здесь упоминаются два русских императора, а также государственный орган – Сенат.  И далее уже срабатывает не качество исторических знаний, а внутреннее убеждение читателя – желает ли он признавать данный источник достоверным или нет.  А также возможность убедить в этом окружающих.  Деление же библейской литературы на каноническую и апокрифическую совершенно условно, поскольку даже самый сильный аргумент защитников каноничности, заключающийся в том, что хотя в апокрифической литературе упоминаются персонажи канона, она полна противоречий с каноническими книгами, не может быть признан состоятельным, поскольку ровно такие же неразрешимые противоречия обнаруживаются внутри канона, однако экзегетика издавна умела примирять, либо обходить их, и в случае принятия всех апокрифических произведений в канон, она отлично справилась бы и с этой задачей.  К примеру, Пастырь Ерма, созданный римским христианином во II веке, признавался Иринеем Лионским, Климентом Александрийским и Оригеном вполне каноническим произведением, и лишь в IVвеке Евсевий Кесарийский и Иероним Стридонский отнесли его к числу апокрифов (Книга об Антихристе. М.,2007, с 142).
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
продолжение следует
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн *Рассвет*

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 19835
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +2844/-1513

И что богатство то прибывает, то убывает.
Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья –
Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,


Лука о наказании божьем: "Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные ныне!"  `%?  и не наказывает. |^-
Когда-то я любила людей, но они всячески старались это исправить...

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Нагорную проповедь сочинили стоики.  За несколько веков до предполагаемого христианами автора.  А эти наивные люди думали, что это нечто небывалое.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
"При этом следует быть осторожнее с самим термином «религия», и применять, скорее, термин «верование», поскольку религии – есть лишь частный случай верований (во всяком случае, термин «религия» совершенно неправомерно относится, например, к древнегреческой мифологии или китайскому конфуцианству, хотя мы уже давно привыкли объединять все верования современности и прошлых тысячелетий под единой рубрикой «религии»). " ( из книги ... )
Верование есть миф , то есть объект!?
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Верование есть миф , то есть объект!?
Сложнейшее понятие.  Чтобы его раскрыть, надо написать книжку в три раза толще.  Собственно, так и сделано (отчасти это отражено в предисловии к академическому словарю "Мифы народов мира" М.,1992)  Вкратце: миф - опоэтизированное представление о действительности.  Религиозное верование и миф - малость разные явления, но они частично совпадают.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн Ярл

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 2625
  • Страна: by
  • Рейтинг: +53/-166
  • Пол: Мужской
ladimir

 Я думаю Вам лучше оформлять книги в подобное такому:

http://khazarzar.skeptik.net/bn/index.htm


 То есть структурировать по частям и разделам с гиперссылками, просто выкладывать очень неудобно, и для меня например является во многом определяющим в вопросе читать/не читать. Ну хотя бы указали число страниц и структуру. Список литературы впечатляет.

« Последнее редактирование: 20 Январь 2013, 14:54:04 от Ярл »

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Я потом все выложу одним файлом.  Книга неструктурирована.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
Сложнейшее понятие.  Чтобы его раскрыть, надо написать книжку в три раза толще.  Собственно, так и сделано (отчасти это отражено в предисловии к академическому словарю "Мифы народов мира" М.,1992)  Вкратце: миф - опоэтизированное представление о действительности.  Религиозное верование и миф - малость разные явления, но они частично совпадают.
Вы не уходите от ответа ! "Верование " есть объект или не объект!?
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Вы не уходите от ответа ! "Верование " есть объект или не объект!?
Нет, не объект.  Как не объект слон с тремя рогами и восьмью ногами.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
Нет, не объект.  Как не объект слон с тремя рогами и восьмью ногами.
Но, однако , автор книги утверждает обратное! ? У него верование есть миф , а миф есть объект:
"  Следует, на взгляд автора, четко выделять мифологию как образ мысли и осознания окружающего мира (для расшифровывания понятия «мифологический» понадобится целая большая книга, но следует отметить миф, как особое качество мировосприятия, которое теряется сознанием с момента появления «идеи»), и «учение» в строгом смысле слова, базирующееся на философии идей (в данном случае, религиозных).  Отличие «идеи» от «мифа» совершенно очевидно.  Миф конкретен, идея универсальна.  Миф материален, идея – идеальна.  Миф не нуждается в «доказательстве», идея только тем и жива.  И – самое главное – миф относительно независим от человека, идея коренится в нем.  Миф существует всегда.  Он как восход солнца, роса на траве, дуновение ветра, поэзия, оргазм возлюбленной, взгляд ребенка, вкус свежей воды.  Даже если все люди исчезнут, миф будет существовать. "
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
С т.з. носителей мифологического сознания.

Здесь действительно отличие от идеи (на которой живет религия).  Мифология - отражение реальности (не объект, но его отражение).  Религия - отражение нереальности.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн stary

  • Академик ЛАН
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 30026
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +627/-1417
  • Пол: Мужской
  • staryDJ
С т.з. носителей мифологического сознания.

Здесь действительно отличие от идеи (на которой живет религия).  Мифология - отражение реальности (не объект, но его отражение).  Религия - отражение нереальности.
Если следовать логике автора книги , то миф порождает ВЕРУ , а вера порождает РЕЛИГИЮ... Так , что религия есть отражение реальности!
"При этом следует быть осторожнее с самим термином «религия», и применять, скорее, термин «верование», поскольку религии – есть лишь частный случай верований (во всяком случае, термин «религия» совершенно неправомерно относится, например, к древнегреческой мифологии или китайскому конфуцианству, хотя мы уже давно привыкли объединять все верования современности и прошлых тысячелетий под единой рубрикой «религии»)." ( В.В.Булат )
\\\\\\\\\\\\\\\" Существующее нечто есть вещь\\\\\\\\\\\\\\\" Георг Гегель

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Частный случай ненормального извращения мифа.  Почему - см. далее.  Еще 85% текста впереди.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Все вышеизложенное наглядно демонстрирует, что автор Пятикнижия не мог быть современником описываемых событий.  Тора, как и другие основные книги ветхого завета, были созданы Эзрой в третьей четверти V века до н.э.  И хотя в основе ветхого завета лежат древнееврейские мифы и подлинные исторические хроники (составляющие наиболее древние «слои» текстов),  несамостоятельность, зависимость конечных текстов от других источников бросается в глаза.  Миф о сотворении мира (точнее один из этих мифов, поскольку в первых главах Книги Бытия содержатся два подобных мифа, и они склеены самым неуклюжим образом: например, согласно первому мифу, Яхве творит мужчину и женщину одновременно (Книга Бытия 1:27), а согласно другому мифу – женщина сотворена из ребра мужчины гораздо позже, когда мужчина уже жил в Эдемском саду (Книга Бытия 2:18-23), ряд библеистов объясняют это тем, что Книга Бытия была составлена на основе двух разных кодексов – т.н. Элохвиста и Яхвиста) происходит из древнешумерских сказаний, перешедших впоследствии в древневавилонские.  В шумерской мифологии (как и в библии) первобытный океан – богиня Намму окружает порожденные ею землю и небо.  С момента расшифровки шумеро-вавилонских текстов и установления факта прямых заимствований авторами ветхого завета у вавилонян, обусловленных хотя бы большей древностью шумеро-вавилонских источников по сравнению с ветхим заветом (даже если упрямо верить в авторство Моисея, жившего, якобы, в XIV веке до н.э.), ортодоксальные библеисты как только не пытались примирить эти научные данные со своими верованиями в аутентичность библейских текстов – вплоть до почти фоменковских попыток пересмотреть хронологию Древнего Шумера или Египта (Велиховский) и даже теорий о сговоре «врага рода человеческого» с археологами.  Мотив о вылепливании животных и первых людей из «праха земного», соответствует шумерским мифам о создании живых существ из глины (Когда Ану сотворил небо. М.,2000, с 364).  Миф о потопе также списан Эзрой из вавилонских источников – скорее всего из Эпоса о Гильгамеше, который, хотя и был создан в XXII веке до н.э., но и в первом тысячелетии до н.э. сохранял популярность в ассиро-вавилонском обществе.  Вот текст 11 таблицы Эпоса (в переводе Дьяконова):

Утнапишти ему вещает, Гильгамешу:
«Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуриппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата,—
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нинурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине он их слово поведал:
«Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу!
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!»
Я понял и вещаю Эа, владыке:
«То слово, владыка, что ты мне молвил,
Почтить я должен, все так и исполню.
Что ж ответить мне граду — народу и старцам?»
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Эа уста открыл и молвит,
Мне, рабу своему, он вещает:
«А ты такую им речь промолви:
«Я знаю, Эллиль меня ненавидит,—
Не буду я больше жить в вашем граде,
От почвы Эллиля стопы отвращу я.
Спущусь к Океану, к владыке Эа!
А над вами дождь прольет он обильно,
Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,
На земле будет всюду богатая жатва,
Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь вы узрите воочью».
Едва занялось сияние утра,
По зову моему весь край собрался,
[............].........[.............]
[..............]..............[........]
Всех мужей я призвал на повинность —
Дома сносили, разрушали ограду.
Ребенок смолу таскает,
Сильный в корзинах снаряженье носит.
В пятеро суток заложил я кузов:
Треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою,
По сто двадцать локтей края его верха.
Заложил я обводы, чертеж начертил я:
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков,
Забил в него колки водяные,
Выбрал я руль, уложил снаряженье.
Три меры кира в печи расплавил;
Три меры смолы туда налил я,
Три меры носильщики натаскали елея:
Кроме меры елея, что пошла на промазку,
Две меры елея спрятал кормчий.
Для жителей града быков колол я,
Резал овец я ежедневно,
Соком ягод, маслом, сикерой, вином и красным и белым
Народ поил, как водой речною,
И они пировали, как в день новогодний.
Открыл я благовонья, умастил свои руки.
Был готов корабль в час захода Солнца.
Сдвигать его стали — он был тяжелым,
Подпирали кольями сверху и снизу,
Погрузился он в воду на две трети.
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш:
«Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,—
Войди на корабль, засмоли его двери».
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды —
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери —
За смоление судна корабельщику Пузур-Амурри
Чертог я отдал и его богатства.
Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча.
Адду гремит в ее середине,
Шуллат и Ханиш идут перед нею,
Идут, гонцы, горой и равниной.
Эрагаль вырывает жерди плотины,
Идет Нинурта, гать прорывает,
Зажгли маяки Ануннаки,
Их сияньем они тревожат землю.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым,— во тьму обратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно войною, настигая землю.
Не видит один другого;
И с небес не видать людей.
Боги потопа устрашились,
Поднялись, удалились на небо Ану,
Прижались, как псы, растянулись снаружи.
Иштар кричит, как в муках родов,
Сударыня богов, чей прекрасен голос:
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
«Пусть бы тот день обратился в глину,
Раз в совете богов я решила злое,
Как в совете богов я решила злое,
На гибель людей моих войну объявила?
Для того ли рожаю я сама человеков,
Чтоб, как рыбий народ, наполняли море!»
Ануннакийские боги с нею плачут,
Боги смирились, пребывают в плаче,
Теснятся друг к другу, пересохли их губы.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган — потоп прекратился.
Я открыл отдушину — свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море — тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Стал высматривать берег в открытом море —
В двенадцати поприщах поднялся остров.
У горы Ницир корабль остановился.
Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
Один день, два дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Три дня, четыре дня гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
Пять и шесть гора Ницир держит корабль, не дает качаться.
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,
На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Боги почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,
Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.
Как только прибыла богиня-матерь,
Подняла она большое ожерелье,
Что Ану изготовил ей на радость:
«О боги! У меня на шее лазурный камень —
Как его воистину я не забуду,
Так эти дни я воистину помню,
Во веки веков я их не забуду!
К жертве все боги пусть подходят,
Эллиль к этой жертве пусть не подходит,
Ибо он, не размыслив, потоп устроил
И моих человеков обрек истребленью!»
Эллиль, как только туда он прибыл,
Увидев корабль, разъярился Эллиль,
Исполнился гневом на богов Игигов:
«Какая это душа спаслася?
Ни один человек не должен был выжить!»
Нинурта уста открыл и молвит,
Ему вещает, Эллилю, герою:
«Кто, как не Эа, замыслы строит,
И Эа ведает всякое дело!»
Эа уста открыл и молвит,
Ему вещает, Эллилю, герою:
«Ты — герой, мудрец меж богами!
Как же, как, не размыслив, потоп ты устроил?
На согрешившего грех возложи ты,
На виноватого вину возложи ты,—
Удержись, да не будет погублен, утерпи, да не будет повержен!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше лев бы явился, людей поубавил!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше волк бы явился, людей поубавил!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше голод настал бы, разорил бы землю!
Чем бы потоп тебе делать,
Лучше мор настал бы, людей поразил бы!
Я ж не выдал тайны богов великих —
Многомудрому сон я послал, и тайну богов постиг он.
А теперь ему совет посоветуй!»
Поднялся Эллиль, взошел на корабль,
Взял меня за руку, вывел наружу,
На колени поставил жену мою рядом,
К нашим лбам прикоснулся, встал между нами, благословлял нас:
«Доселе Утнапишти был человеком,
Отныне ж Утнапишти нам, богам, подобен,
Пусть живет Утнапишти при устье рек, в отдаленье!»
Увели меня вдаль, при устье рек поселили.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Loading...