Другое дело, когда мы начинаем более внимательное рассмотрение шести периодов плена: едомский, моавитянский, ханаанейский, мадианитянский, аммонитянский и филистимлянский. Также упоминается еще и седьмой: месопотамский плен, которому израильтяне подвергались в течение 8 лет еще в самом начале эпохи судей. Интересен термин «плен», которым в данном случае именуется зависимость от иного народа, обитавшего поблизости (возможно, и египетский «плен» - всего лишь длительная египетская оккупация?) Интересно также, что плен по отношению к каждому из противоборствующих народов однократен, и впоследствии они не повторяли попыток пленить. Религиозная мотивация начала плена четко проговаривается в каждом случае – это следствие «деланья злого пред очами синьоры». Месопотамский плен объясним легче всего: в конце XIII – начале XII вв. до н.э. после падения Хеттской Империи и ослабления Египетской Ассирия в течение нескольких десятилетий была сильнейшим государством Ближнего Востока и вполне могла простереть свое влияние до Средиземного моря и Синая. Владычество это было, как видно, непродолжительное, и главную роль в его завершении сыграли не только израильтяне, но и другие народы Сирии и Ханаана, отбросившие Ассирию от Средиземноморья. Его можно датировать (если мы придерживаемся научной хронологии древней истории, ориентированной на длинную хронологию Египта) 1180-ми годами до н.э. Это, по всей видимости, и есть годы деятельности Гофониила, боровшегося против Ассирии. Однако и здесь историка, ищущего в Книге Судей хоть какие-то реальные исторические события, ждет разочарование: из всех ассирийских царей XIII-XI веков до н.э., только Тиглатпаласар I (1115-1077 годы до н.э.) в самом конце XII века до н.э. проник в «страну Амурру», перешел через Ливанский хребет по перевалу от современного города Хомса; здесь он велел нарубить кедра для постройки двойного храма с зиккуратами богов Ану и Адада в Ашшуре; отсюда он прошел значительную часть Финикии – от Арвада до Сидона, даже предпринял морскую прогулку на корабле и охотился на дельфина (История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М.,1988, Ч 2, с 109). Но никаких завоеваний Ханаана этим царем не было. Ханаанейский плен – это успешное сопротивление местного доеврейского населения Палестины, родственного финикийцам, еврейским завоевателям (большинство населения Ханаана евреи составляют только в эпоху Давида, а все попытки завоевать Иерусалим до 1000 года до н.э. были безуспешны). Едомский, моавитянский, мадианитянский и аммонитянский плены – всего лишь нашествия (вероятно, все же неоднократные) этих малочисленных (по сравнению с населением Ханаана) племен, когда «пленению» подвергались лишь отдельные местности, населенные израильтянами (в случае аммонитян опасность угрожала лишь Заиорданью). Победить их не составляло большого труда (к примеру, Гедеон идет в поход всего с 300 воинами). Кстати, не стоит обольщаться относительно колоссальных цифр, сообщаемых в позднейших источниках. Население всего Ханаана к 1200 году до н.э. не могло превышать 400000 человек, причем страна после ухода из региона египтян оказалась раздробленной на несколько десятков враждующих княжеств. Если верить библейской цифре (40000 воинов, штурмовавших Иерихон) то получаем общую численность израильтян в начале вторжения не менее 200000 человек, но скорее всего это очередное фольклорное преувеличение («сорок» - синоним слова «много»). Даже двухсоттысяный (а тем более трехмиллионный) народ не мог блуждать по пустыням Ближнего Востока. И в реальности израильтяне, пришедшие в Ханаан не столько завоевывали, сколько расселялись в самых неплодородных землях, не нужных местным жителям, чтобы со временем бороться против них, захватывая город за городом, а поэтому их первоначальная численность не могла быть большой. Ко временам Давида общее количество жителей Ханаана составляло не более 500000 (из них не более 250000 израильтян). Средняя численность одного израильского племени – 10000-12000 человек, из которых воинов набиралось не более 1000 (учитывая то, что во времена судей израильтяне уже не варвары, и у них значительная часть мужского взрослого населения не получала военной подготовки и не могла выступить в составе ополчения; постоянного войска до времен Саула не было). А вот филистимский плен это довольно продолжительная (недаром он длится 40, т.е. «много» лет) зависимость большей части израильтян от филистимлян. Его вполне можно датировать 1060-1020 годами до н.э. Причем он как раз подтверждается археологически. Хотя столь колоссальное событие, как вторжение в регион «народов моря», по странному недосмотру, вообще не упомянуто в ветхом завете, и читатель, который задается вопросом о происхождении филистимлян, обнаруживает, что, согласно Пятикнижию, они всегда жили в Ханаане. К этому периоду относится деятельность Илии и Самуила. Возможно, именно в эту эпоху в Заиорданье с аммонитянами воевал Иеффай.