Над этой темой -
Был ли великий Джоуль жуликом? , я уже предлагал подумать читателям Макспарка (бывший Гайдпарк)
Промежуточные заметки я решил сюда не переписывать, а озвучить лишь основные свои сомнения.
Тем, кто хочет узнать, что было на Макспарке "в промежутках", даю ссылки:
http://maxpark.com/community/191/content/1694511http://maxpark.com/community/191/content/1696097http://maxpark.com/community/191/content/1696190где описан некий "эксперимент" некоего Дормидонта Итого (который раньше был Слюнкиным) с блендером - рекомендую прочесть.
Однако проведение эксперимента с блендером никак не снимает основного вопроса – сжульничал ли Джеймс Прескотт Джоуль, описывая свой знаменитый «классический» эксперимент по определению соотношения механической работы и температуры воды.
В своей первой статье, посвященной вопросу о том, был ли жуликом Джоуль,
http://maxpark.com/community/191/content/1694511 я указал, что мне не удалось получить какого-то заметного изменения температуры при перемешивании, взбалтывании и встряхивании воды. А в комментариях я указал, что экспериментировал на кухонном комбайне. Дормидонт же сразу взялся за блендер. Я же за блендер не взялся, хотя какой-то лежит на антресолях – и вот по какой причине.
Дело в том, что я хотел проверить, МОГ ли Джоуль получить те результаты, на которые ныне ссылаются. К моему большому сожалению, я до сих пор пока так и не смог найти и прочесть оригиналов статей Джоуля, в частности «On the Calorific Effects of Magneto-Electricity, and on the Mechanical Value of Heat», в которой он описывал нагрев воды от вращающегося соленоида, размещенного в воде. Значительно больше меня интересовала его статья «On the Mechanical Equivalent of Heat», но я не смог найти ни одной из них в читаемом формате *.pdfдаже на GoogleBooks. Даже ссылки в Википедии оказались битыми. Так что если кто может помочь мне в этом деле, прошу – вышлите эти статьи на d-pi@yandex.ru.
Так вот, дело в том, что блендер Дормидонта Gastrotop TM-767 имеет следующие характеристики – пластиковый стакан, объем 2 л., механическая панель управления, плавная регулировка скоростей, режим пульсации, напряжение: 220В, потребляемая мощность: 0.95 кВт, а, самое главное – макс. скорость – 38000 об/ мин. Интересно, это не враньё? а какая скорость у этого блендера – минимальная ? И, кроме того, блендер обычно оснащается чем-то вроде режущих ножей, а я хотел проверить результаты, обнародованные Джоулем, на оборудовании, примерно соответствующим устройству Джоуля:

Итак, что мы видим у Джоуля?
Небольших размеров банку, судя по размерам, объёмом примерно 1,5…2 литра (не более 3 литров) – внутрь которой может устанавливаться металлический каркас с двумя рядами металлических же лопаток (по 8 штук в каждом ряду. Вверху – вал с ручкой для вращения. Также вал оснащён неким подобием барабана, на которые наматывалась верёвки, на которых висели грузы, обеспечивающие выполнение механической работы.
К сожалению, рисунки в формате *.gif тут не воспроизводятся.
Или, скорее, тут проблема в другом - просто куда-то пропал сайт
http://www.physel.ru. Странно...
http://www.physel.ru/images/stories/physel2/ris365.gifВ некоторых описаниях этого устройства сказано, что «банка» Джоуля была оснащена также перегородками (см рис. ниже, поз. 3), которые препятствовали тому, чтобы вода приходила под действием вращающихся лопастей в равномерное круговое движение, и, более того, способствовала бы, как утверждается, «трению одних слоёв воды о другие».
http://www.physel.ru/images/stories/physel2/ris366.gifЗабавно, но в отсутствие перегородок вода вследствие вращения лопастей вода переходит в равномерное круговое движение. При этом градусник никак не реагирует на изменение количества движения молекул воды.
Опыта с перегородками я пока не проводил, но могу утверждать, что вряд ли Джоуль имел возможность разогнать своё веретено до скорости хотя бы в СОТНЮ раз меньшую, чем в блендере у Дормидонта, то есть хотя бы 6 оборотов в секунду.
Все эти размышления, а также тот факт, что опыт Джоуля, несмотря на его видимые достоинства – простоту и наглядность НИКОГДА не использовался в учебном процессе (насколько мне известно), позволяют мне сделать предположение, что что-то с этим опытом нечисто.
Если кто хочет меня переубедить – прошу.