Нам всегда говорили, что постельные сцены, трупы и кровь вставляются в фильмы, потому что без этого никто их смотреть не будет: людям скучно и неинтересно. Последние успехи нашего кинематографа полностью опровергают этот лживый тезис. Ни одного трупа в фильме про Харламова нет. Никаких откровенных постельных сцен там тоже нет. И, тем не менее, фильм всем нравится, фильм вызвал восторженные отклики.
У них герои могут быть только отрицательные. Вот кто герои американских боевиков? Это либо выдуманные персонажи, обладающие сверхъестественными способностями, которые от кого-то там людей защищают. В Америке все герои выдуманные. Кто еще герои? Грабители банков, убийцы, проститутки — ни одного нормального человека вы в героях там не найдете. Ну, в крайнем случае, это полицай, который и то нарушает закон.
Посмотрите сериалы западные, которые так плавно перекачались в сериалы отечественные: там же никто не работает. Они не понятно чем занимаются круглыми сутками: сидят в ресторанах, ездят на дорогих машинах — но не работают. Соответственно, создается и проектируется некая матрица поведения, что работать вроде как неприлично, но при этом нужно иметь ту степень достатка, который появляется только после долгого упорного труда. Создается разрыв — никто не хочет работать, но хочет все иметь.
Что же, ограничить в показе или запретить такие фильмы?
Думаю, что нужно использовать лучший международный опыт. В частности, во Франции определенный процент фильмов должен быть местного производства. Но тут параллельно должны идти два процесса.
Во-первых, должны сниматься фильмы хорошего качества, для того, чтобы было, что показывать. Потому что только фильмами советского периода сегодняшнего молодого зрителя не удовлетворить. Надо создавать новых героев, новые фильмы. И, потихонечку, вытеснять западные, какими-нибудь плавными мерами. В том числе, может быть, такими, как во Франции. Мы сейчас на ведущих телеканалах не видим уже западные сериалы — там сериалы только отечественные. Но здесь стоит вопрос качества этих сериалов.
Нередко высказывают мнение, что по-настоящему великие отечественные фильмы либо сняты в СССР, либо сняты о СССР. Вы с этим согласны?
Я согласен с тем, что за 20 лет не было предложено ничего такого, чем можно было бы гордиться. Поскольку самые интересные фильмы до Харламова и Гагарина заново пересказывали нам истории и фильмы, снятые в Советском Союзе — то есть старые истории на новый лад, при этом не создавалось ничего нового. Отсутствие, этот вакуум положительных идей, положительных героев ощущается. Почувствовав это, сейчас кинематографисты стали снимать совершенно правильные фильмы.
Мы еще долго будем жить в ностальгии по Союзу?
Мы живем ностальгией по величию, которое было в Советском Союзе и Российской Империи. Именно поэтому патриотический спектр условно можно разделить на две большие части — это бОльшие патриоты Советского Союза и бОльшие патриоты Российской Империи. Два этих патриотических спектра и должны в итоге объединиться для того, чтобы искусственно разорванную преемственность Российской Империи и Советского Союза вновь соединить и двинуться дальше.
Поговорим о Западе. Недавно США всколыхнул скандал с прослушкой – и люди массово начали скупать роман-антиутопию Оруэлла «1984», предупреждающий об угрозе тоталитаризма. Что это — страх?
Нет, это определенное прозрение. Просто когда-то нам говорили, что Оруэлл писал о Советском Союзе. На самом деле, Оруэлл писал о Западе. Знаменитый лозунг «Война — это мир» — это то, что мы видим сейчас, например, на Ближнем Востоке, когда нам говорят о демократии в мире, при этом бомбят Ливию и собираются бомбить Сирию.
Другое дело, что и наши писатели советского периода тоже написали свои книги о западной цивилизации — я имею в виду братьев Стругацких. Один из эпизодов фильма «Обитаемый остров» рассказывает о том, что есть некие излучатели, которые определенные идеи, настроения транслируют населению. Когда их выключают, люди меняются. Так вот это — сегодняшние западные СМИ, которые создают определенные настроения практически у всего западного мира.