Если в 1859 году подробное обследование РПЦ своих приходов и прихожан обнаружило 12,7% населения, которое вообще не проявляло никаких религиозных верований (в 1800 году атеистов едва ли было более нескольких тысяч образованных людей и аристократов), то 43,8% атеистов в 1937 году отнюдь не кажутся большой величиной. Разумеется, во все эпохи религиозность политизировалась. Как и в 2013, в 1897 году быть православным и не быть русским монархистом оказывалось проблематично. Поэтому старообрядчество (очень разнородная среда, включавшая десятки течений и толков - от респектабельной Белокриницкой иерархии старообрядцев-поповцев до хлыстов и "святых сионистов") включало огромную массу населения, в той или иной степени отрицательно настроенных в отношении Романовых, царского режима и империи вообще. Это наследие бунташного XVII века, который также очень неоднороден в религиозном и идейном отношении в истории России. А поскольку для подавляющего большинства старообрядцев старообрядство было лишь политическим манифестом, ничуть не удивительно, что после революции старообрядчество в подавляющем большинстве исчезло, оставив для статистиков лишь несколько сот тысяч асоциальных элементов, как правило, в Сибири и глухих районах России. Богатые купцы-старообрядцы, которые пытались направлять этот протест в начале ХХ века, создавшие Союз 17 октября и Торгово-промышленную партию и активно спонсировавшие революцию суммами, по сравнению с которыми жалких "немецких денег" едва ли хватило бы на один билет от Цюриха до Петрограда, после революции частью погибли, частью эмигрировали, просто исчезнув с политической сцены нашей страны и унеся с собой все свои тайны. Национальные меньшинства Российской империи - от евреев и поляков до армян также видели в религии один из символов своей самобытности, а поэтому до поры до времени % атеистов в их среде был очень невелик. После революции ситуация в корне меняется. Происходит массовый отход от религии в еврейской и особенно армянской (!) среде (грегориан из числа переписанных армян - всего 11,7%, иудаистов среди евреев - 17,2%). Наибольший % верующих в 1937 - в Средней Азии и среди поляков. Неожиданно многократно вырастает в 1937 по сравнению с императорским периодом количество "традиционалистов" т.е. сторонников т.н. "языческих" верований. Здесь дело в том, что ряд крупных народов Поволжья и Урала вернулись к своим традиционным верованиям, сохранявшим широкую распространенность в сельской среде (марийцы-сельчане и сейчас на 60% традиционалисты), поскольку исчезла правительственная обязаловка. Можно даже считать, что в 1800, 1863, 1897 и 1917 году подавляющая часть "язычников" шла в категории старообрядцев. Немало традиционалистов также на Северном Кавказе (в кабардинской, осетинской и другой горской среде, за исключением народов Дагестана).
В целом получается, что в 1897 году православных в Российской империи всего-навсего 33,4%, а накануне свержения Романовых - 30,7%. Наоборот, количество атеистов поступательно росло, и к 1917 году превышало четверть населения.