Есть и иной вариант. Я неточно выразился в первой фразе первого поста темы. Неожиданностью была не сама по себе война. а условия ее ведения. Во-первых, Европа уже 40 лет тогда жила без войны (это все равно как если бы после 1945 в 1988 году в Европе началась новая война), во-вторых, кампании 1870, 1866 и 1859 годов были быстротечны и малокровны. Во франко-прусской войне со всех сторон погибло 190 тысяч человек (правды были большие потери мирного населения во Франции - до 590 тысяч), в австро-прусской - 108 тысяч, в войне Франции и Сардинии против Австрии - всего 8962 (!) человека (что смахивает больше на военные маневры "в обстановке, максимально приближенной...") И большинство аналитиков (хотя было и меньшинство) в конце XIX века примерно также видело и будущую войну. как должно быть более кровопролитное (население и армии чисто физически выросли), но столь же скоротечное событие (франко-прусская длилась 194 дня, австро-прусская - 40 дней, а война 1859 - 63 дня). Кстати, было бы интересно подсчитать ежедневный убой солдат действующих армий в этих войнах. В войне Франции и Сардинии против Австрии ежедневно гибло по 142 человека, в австро-прусской - по 2700 человек, во франко-прусской - 979 человек. Если считать потери всех армий в годы первой мировой в 10 млн. солдат, то за 1598 дней войны ежедневно гибло по 6258 человек, что в разы превышает потери в войнах XIX века. Плюс продолжительность. По сути дела, воюющие стороны XIX века после нескольких первых сражений просчитывали последствия, и та сторона, которая была ближе к поражению, начинала переговоры, а другая с готовностью шла на них (в случае войны 1866 года у обеих сторон было туго с финансами, что отчасти объясняет ее скоротечность). Я думаю, в первой мировой (где возобновилась британская стратегия времен наполеоновских войн - отделенная проливами от Европы Великобритания могла воевать десятилетиями (1793-1815)) сыграло роль определенное упрямство политиков. Иначе (если бы у правящих элит европейских империй, включая Россию, была хоть капля инстинкта самосохранения) уже к концу 1914 года надо было начинать мирные переговоры по достигнутому к декабрю статус-кво: Россия получает Галицию, Германия - Люксембург и Бельгию с Конго, Япония - Циндао. Франция и Великобритания делят Того, Франция получает еще и часть Камеруна, отданного Германии в 1911, а Австралия довольствуется германской Новой Гвинеей. Кстати, изначальная якобы "цель" России в войне - защитить Сербию - также достигнута, поскольку к концу 1914 года австрийская армия не смогла перейти сербские и черногорские границы.
Потери действующей армии России в этом варианте не превышают 91 тысячу погибшими (и 372 тысячи пленными). Опять, кстати, обратите внимание на манеру "православного воинства" воевать: на 1 погибшего 4 пленных. У безбожников из РККА получалось куда лучше. В тяжелейший период первых пяти месяцев ВОВ из общих безвозвратных потерь в 2842 тысячи человек (Людские потери СССР в ВОВ. СПб.,1995) 26% погибших и 74% пленных - т.е. 1 погибший на 3 пленных. А за всю войну: в первой мировой 2,5 млн. погибших на 5,1 млн. пленных, в ВОВ 7 млн. погибших (да, именно эту цифру Сталин в свое время называл) на 5 млн. пленных. Да, за безбожный режим сражались и умирали куда охотнее, чем за божный. Впрочем, достаточно посмотреть на местных православных. Я не могу представить, чтобы кто-нибудь из них пойдет рисковать своей драгоценной "богоданной" жизнью. У них же душа, не-не, их нельзя подвергать риску быть убитыми, они, как редкий зверек, должны быть под охраной. Так что у православных власовцев были предшественники еще в 1914.
Кстати, а на чьей стороне был православный боженька в первой мировой? Ремарк задавался таким же вопросом относительно католического боженьки.
Я тут не так давно спрашивал мусульманина: что ж это аллах ваш так оплошал в первую мировую - не мог победу предопределить Великому Османскому Государству (так оно называлось официально)? Знаете, что он мне ответил? Никогда не догадаетесь!!! "То былы нэвэрние". Ага! А кто ж тогда вэрний?
Вот так верующие и рассуждают: сначала активно уверяют нас, что если упадет с полки стеклянная банка, их боженька ее сохранит. обязательно сохранит! а когда банка падает и разбивается, скромно отмолчавшись первое время, начинают гундеть (хороший неологизм! черт подери!), что это боженька ее и разбил, а что он гарантировал ее целостность, они никогда не говорили. Шизофрения это называется.