УХодили слухи, что первым должен быть Титов, но у его жены случился выкидыш перед самым полетом , и поэтому полетел Гагарин. Вот какие "тонкости" принимались во внимание.
Я такого не слышала. Каманин в своих дневниках пишет, что между Титовым и Гагариным он лично сделал выбор в пользу Гагарина.
"8 апреля
Под председательством Руднева состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток-3А». Рассмотрели и утвердили задание на космический полет, составленное и подписанное мной и Королевым. Содержание задания: одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 километров; продолжительность полета 1 час 30 минут; цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле; проверить в полете оборудование корабля и радиосвязь; убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта.
Комиссия заслушала мой и капитана 1-го ранга Миловского доклады о готовности средств поиска, после чего остались только члены комиссии и обсудили на закрытом заседании еще ряд вопросов. Первый вопрос: кто полетит? От имени ВВС я предложил первым кандидатом на полет считать Юрия Алексеевича Гагарина, а Германа Степановича Титова — запасным. Комиссия единогласно согласилась с моим предложением."
Из "слухов" знакома только с этим:
" Ответственный за проект полета человека в космос в целом - конструктор С. Королев сам был очень озабочен проблемой отбора, поэтому решает сам проверить, чем же отличаются летчики один от другого (все они одинакового роста, веса, все - старшие лейтенанты, кроме Комарова, который уже тогда был капитаном). Королев приглашал по очереди к себе в кабинет будущих космонавтов и, как оказалось, задавал всем одни и те же вопросы. Начинал он издалека. Как здоровье, настроение, моральное состояние? Потом переходил к вопросам профессионального толка. Гагарин попал «на прием» к конструктору далеко не первым. Когда дошла его очередь, после тех же стандартных вопросов Королев спросил: «А как проходят тренировки на центрифуге?»
(Правда, рассказывая об этом, простая женщина Анна Тимофеевна не была знакома с такими терминами, и она сделала вращательный жест рукой. «На той штуке, на которой их крутят, - пояснила она своим собеседникам. И добавила: - Юру я воспитала честным мальчиком, таким он навсегда и остался. Поэтому он честно ответил Королеву!«)
«Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь», - таков был ответ Гагарина Королеву.
Наверное, это признание было равносильно катастрофе! Претендент в космонавты не выдерживает главного испытания перед полетом! Но реакция конструктора была как раз обратной - он выскочил из-за стола, схватил руки Юры и долго тряс и пожимал их со словами: «Спасибо за честность, теперь я все понимаю...« Волнение Королева было необычайно сильным, и Гагарин, по словам его матери, даже перепугался. Закончив разговор, он выбежал в коридор, где его ожидали друзья-летчики. Все начали обсуждать вопросы и свои ответы. Как оказалось, остальные претенденты «решили не разочаровывать Королева». Они ответили, что тренировки проходят нормально, голова не кружится, а садятся в центрифугу они чуть ли не с удовольствием. Пятки вместе, носки врозь: «Сергей Павлович! Ничего не страшимся, готовы к любым испытаниям. Коммунист не подведет Родину!»
Весь анекдот состоит в том, что именно из-за таких отважных ответов все другие будущие космонавты потеряли шанс полететь первыми. Слушая ответы претендентов, конструктор понял, что, находясь в неестественных условиях - на борту космического корабля, только Гагарин скажет честно и откровенно о том, что он почувствует и испытает, а не сымпровизирует на ходу. А это, по мнению конструктора, было необычайно важным. Таким образом, экзамен на честность прошел один Юрий Гагарин. На его честность Королев и сделал ставку.
Сергей Павлович обладал невероятным авторитетом, и государственная комиссия, выслушав доводы Королева, проголосовала за Гагарина, утвердила его первым на полет, а дублером - Титова."
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article66.htm?reload_coolmenusПредставляю, если бы полетел белорус или украинец... Сейчас бы националисты-антисоветчики цеплялись за то, что среди русских даже стоящего космонавта не нашлось, чтобы он полетел первым. +@>
Не сомневаюсь, что так и было бы. +@>