"Должно надеяться, что готовящаяся великая борьба послужит могущественным толчком для пробуждения положительного сознания русского народа. А до тех пор мы, имеющие несчастие принадлежать к русской интеллигенции, которая вместо образа и подобия Божия все еще продолжает носить образ и подобие обезьяны, - мы должны же наконец увидеть свое жалкое положение, должны постараться восстановить в себе русский народный характер, перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки, должны стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность. ...Ибо отрицание низшего содержания есть тем самым утверждение высшего, и изгоняя из своей души ложных божков и кумиров, мы тем самым вводим в нее истинное Божество". (Владимир Соловьев. "Три силы").
Должен с горечью зафиксировать, что в России, именно вследствие политизированности московской и Ленинградской интеллигенции, ее мелкотемности и сиюминутности, ориентации на западные ценности, создана нетерпимая обстановка для творческой и самобытной мысли, чему свидетельством стали два конкурса со схожими названиями: "Идея для России", проведенном в 1996-1997 годах "Российской газетой" и "Идеи для России", проведенном в 2005 году партией "

". Я участвовал в обоих конкурсах, представив в 1997 г. работу "Синтезис о русской идее (Двенадцать тезисов о русской идее), а во 2005 - работу "Русская идея как философская и логическая формула". В первом из них заключительные итоги (1997 года) подводить не стали (гл. редактор А. Юрков), а во втором русскую идею просто и грубо замолчали, отказавшись от какой-либо ее оценки или критики (председатель конкурса мэр Москвы Ю. Лужков, непосредственный исполнитель гл. редактор журнала "Стратегия России" В. Никонов).
И хотя общественные споры о русской идее не смолкали все эти годы и особенно обострились в нынешнее время, приходится констатировать, что сегодня Вашими личными усилиями, уважаемые Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич, выработана общегосударственная позиция о русской идее. Не буду голословным и позволю себе напомнить Ваши высказывания.
Вот Ваша позиция, уважаемый Владимир Владимирович, озвученная в Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г.:
«...думать о будущем, конечно, нужно всегда. А у нас с вами в России есть еще такая старинная русская забава – поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и – бесконечно. Не будем сегодня открывать дискуссию по этим вопросам.
Но, думаю, многие согласятся со мной в том, что, решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех.
(Послание Федеральному Собранию, 26 апреля 2007, Кремль)
А Вашу позицию, уважаемый Дмитрий Анатольевич, я позволю себе проиллюстрировать двумя цитатами. Первая из Вашего интервью газете "Московские новости", опубликованного 22 июня 2007 г., выражает Вашу личную позицию:
«Являясь частью европейской экономики и, соответственно мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.
...Считать, что у России особый путь и собственный набор вызовов, мне кажется, абсолютно наивно» («Московские новости», 22 июня 2007 г., «Президент или премьер?», с. 12-14.)
Вторая цитата иллюстрирует Вашу, уважаемый Дмитрий Анатольевич, чуть изменившуюся, но уже почти официальную позицию, ибо ее Вы высказали на втором Общероссийском гражданском форуме уже в качестве кандидата в Президенты России:
«Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной. Но уверен, что у каждой нации должен быть набор понятных принципов и целей, которые объединяют людей, живущих в одной стране. И строятся эти принципы на вполне реальных задачах, востребованных обществом.
Каковы это принципы? Как они видятся сегодня? Это, прежде всего, свобода и справедливость. Второе – это гражданское достоинство человека. Третье – его благополучие и социальная ответственность.
Здесь нам не нужно ничего изобретать. Базовые ценности сформулированы человечеством уже давно, но применить их к российской специфике порой бывает проблемой. И главный вопрос в том, чтобы совместить, сделать так, чтобы наши национальные традиции совместились с фундаментальным набором демократических ценностей». (Выступление на II Общероссийском гражданском форуме, 22 января 2008 года).