этап третий. отделите поступок от позитивного намерения.
итак, пора провести отличие между поведением и реакцией части и ее позитивным намерением или позитивной целью. не забывайте, что мы исходим из утверждения, что, даже если эта часть делает что-то нам не нравящееся, она делает это с какой-то важной позитивной целью.
погрузитесь внутрь себя и спросите часть. "хочешь ли ты мне объяснить, какую положительную цель ты преследуешь, поступая x?" часть может использовать тот же самый сигнал да/нет, о котором вы условились на втором этапе.
если часть даст сигнал "да", поблагодарите ее " попросите ответить на вопрос. если же часть даст сигнал "нет", также поблагодарите ее и скажите, что вы догадываетесь о ее позитивном намерении скрыть от вас ответ, так как на данном этапе для вас это будет лучше. вы можете перейти к четвертому этапу даже в том случае, если вы не знаете позитивного намерения.
очень важно не подкреплять все своими догадками, не решать самому, что говорит ваша часть. рёфрейминг дает возможность получить ответ непосредственно от части. если вы не уверены в том, что говорит и показывает вам часть, вы можете воспользоваться сигналом да/нет и уточнить полученную информацию. например, вы можете сказать себе: "я думаю, что твоя позитивная цель заключается в том, чтобы помочь мне достичь успеха. пожалуйста, дай мне сигнал "да", если это так, и "нет", если это я ошибаюсь". каждый из нас получает совершенно уникальные сообщения, которые могут полностью отличаться от подобных сообщений у других людей. часто то, о чем сообщает мигрень у одного человека, не будет совпадать с тем, что несет она другому человеку. (еще хуже домысливать за чьи-либо части и объяснять другому человеку, какое сообщение он получит от своего подсознания.)
если сначала вы получили "позитивную цель", которая вам не нравится или кажется отрицательной, поблагодарите свою часть за предоставленную информацию. затем спросите: "какую пользу ты мне приносишь, поступая таким образом?" продолжайте задавать этот вопрос до тех пор, пока не получите позитивную цель, с которой вы будете согласны.
до настоящего времени мы называли вашу часть "часть, которая заставляет вас быть x". теперь эту же самую часть мы начнем называть "часть, которая хочет у". таким образом мы признаем ее позитивную цель и станем ее союзником.
этап пятый: примите решение о реакции.
до этого момента вы, оставаясь все время одухотворенным, лишь признавали слова вашего оппонента и собирали необходимую информацию. теперь у вас достаточно информации, чтобы решить, как поступить. вы знаете, с чем вы согласны, а с чем - нет. реакция, которую выбирает ваш двойник, полностью зависит от ваших личных целей, ваших ценностей, ваших взаимоотношений с оппонентом и т.д. вы можете заметить, насколько легче выбрать реакцию, когда вы одухотворены, нежели когда вы чувствуете себя атакованным. мы предлагаем на ваше усмотрение несколько возможных реакций:
а) для начала дайте понять вашему оппоненту, с чем вы согласны. "я рад, что ты обратила на это мое внимание. я не знал, что то, что я делаю, имеет такое воздействие. в следующий раз я постараюсь поступить иначе".
б) ваша реакция может включать извинение: "я прошу прощения. несомненно, мой поступок был бестактен и недальновиден". искреннее извинение поможет вам восстановить взаимоотношения, особенно, если вы в действительности планируете в дальнейшем поступить иначе.
в) после того как вы согласились с вашим оппонентом или извинились перед ним, возможно вам захочется добавить что-либо, что помогло бы вашему оппоненту понять, что вы придерживаетесь другого мнения. "я благодарен тебе за то, что ты мне прямо сказала, что тебя волнует. я знаю, что я часто смотрю в сторону, когда со мной разговаривают. но это помогает мне лучше сосредоточиться. чаще всего это случается тогда, когда ты сообщаешь мне что-то важное, и мне нужно некоторое время, чтобы понять сказанное".
"я согласен, я был слишком снисходителен к детям. но я не знал о том, какое воздействие это может на них иметь. ведь я бываю дома в основном только вечером, а ты проводишь с ними весь день. и мне кажется, что вся забота о детях лежит на тебе. я думаю, что нам стоит решить, кто отвечает за детей каждый вечер. если мы решим, что ответственность лежит на мне, я буду знать, что в мои функции будет входить наведение дисциплины в случае необходимости".