В рамках темы, открытой на «альтернативке» по моей статье «Физика вне философии? Абсурд!», дискуссия продолжается уже довольно длительное время, однако, по своей сути ее содержание связь с самой статьей давно потеряло. Ничего плохого я в этом не вижу, поскольку дискуссия сама по себе переросла в отдельную интересную тему. Но из-за случившегося начальная тема, на мой взгляд, полного раскрытия не получила. Поэтому я и предлагаю ее «дообсудить» в рамках новой темы. Как я убедился, читать чужие тексты форумным «посидельщикам», как говорится, «в облом», поэтому тему я предлагаю в виде короткого пересказа своей статьи «Что «открывают» научные открытия?» (ознакомиться с полным текстом можно по ссылкам:
http://nounivers.narod.ru/pub/efk_opn.htm и
http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12811.html).
По моим наблюдениям, соотношение между «читателями» и «писателями» на страничках «альтернативки» приблизительно 10:1, поэтому в центре моего внимания, конечно же, «читатели». Тем более что среди «читателей» преобладают поклонники философии, а среди «писателей» – те из поклонников физики, которые считают себя просто-таки обязанными пренебрежительно сплевывать в сторону философии.
Начнем тему с категории «материя».
Казалось бы, вот наиболее доступная всеобщему пониманию философская категория. В современном научном мире откровенного идеалиста уже днем с огнем не сыскать. Никто, практически, не оспаривает утверждения о том, что наш мир материален. Но кроме «чистого» материализма открылись вдруг какие-то мутации в «махизм», «позитивизм», еще какие-то «измы». Предлагаю пойти «напролом» со стороны физики и «в лоб».
Что такое «материя», из чего «все сделано»?
Наше материальное «все» – это различные тела; вещество, из которого они «сделаны»; молекулы и атомы, из которых состоит вещество; субатомные частицы, которые обнаруживают в атомах; вероятно, что-то еще, уже вообще неразличимое…. Классики материализма утверждают, что «дробление» материальных объектов может продолжаться сколь угодно долго, и что материя в этом смысле бесконечна.
Нет, отвечают физики: «…если поля не сделаны из вещества, вероятно, поля являются фундаментальной материей. Материя тогда должна быть сделана из полей» (Ли Смолин «Неприятности с физикой: Взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует»). Но, как известно, различные поля отличаются друг от друга, значит, и они из чего-то различного состоят? Непонятно….
Но тут на авансцену выступает Стандартная модель – одно из последних достижений теоретической физики. А для ее устойчивого существования ей просто-таки необходим некий бозон – особая частица, придуманная теоретиком Хиггсом. Не просто себе какая-то там, а «частица Бога», без которой и вещество нашей Вселенной не состоялось бы: бозон Хиггса в рамках Стандартной модели отвечает за массу элементарных частиц.
Правда, в теоретической физике, кроме Стандартной, есть и другие, «бесхиггсовские» модели. Вот физики-теоретики и решили поступить, как на колхозном или профсоюзном собрании: поставили вопрос на голосование.
Такой опыт один раз в истории физики уже был – в начале прошлого столетия. Тогда на своеобразное голосование был поставлен вопрос, быть теориям Эйнштейна основой теоретической физики, или не быть. Проголосовали за «быть». И с тех пор все интеллектуальные и материальные ресурсы, выделяемые всеми странами на теоретическую физику, потекли по руслу, указанному Эйнштейном, его сторонниками и их последователями.
Это русло как раз и привело теоретическую физику к новому голосованию – уже по поводу Стандартной модели с бозоном Хиггса. Здесь уже сторонники Хиггса «переголосили» оппонентов без вариантов: в противном случае пришлось бы признавать, что при голосовании столетней давности теоретики сильно дали маху, и что вот уже сотню лет теорфизика катится «не в ту степь», неэффективно растрачивая научные бюджеты, или даже вообще не по назначению.
«А как проверить, правильной ли дорогой идем?» - заволновалась вдруг мировая общественность. «Как? – отвечают победившие при голосовании физики-теоретики – Да очень просто: выделить миллиардов 12-15 американских долларов на строительство Большого Адронного Коллайдера, создать солидную бригаду «коллайдерных управленцев» из победителей голосования и поэкспериментировать на нем лет с десяток. Если бозон Хиггса обнаружится, значит, правильной дорогой идем, если не обнаружится или возникнут какие-то сомнения, значит, все равно правильной, потому что что-нибудь все равно обнаружится!».