окончание
Посмотрим, например, кто получит выгоду от того, что какой-нибудь завод разработает и пустит в продажу новый товар, например цветной телевизор с плоским экраном. Цена такого телевизора не могла существенно превышать цену обычного, поскольку он должен быть доступен широким массам, жившим на зарплату. Т.е. завод, вместе с отраслевым НИИ, которых Сталин обязывал заниматься хозрасчетом, рентабельностью, себестоимостью, ценами, и т.п., т.е. учитывать закон стоимости, от того, что они потратили усилия на решение достаточно сложной проблемы, ничего в экономическом смысле не выиграли, скорее проиграли.
Кто же, кроме покупателей, выиграл? Поскольку денег в стране огромный избыток, то дефицитный товар, естественно, начинают брать – как говорится, сметают с прилавков, что, естественно, с большой выгодой используют работники сферы обмена, иначе откуда у них находят при обыске огромные суммы.
Вышеописанное не относится к открытию, все это на разные лады обсуждалось в советское время. Искали решения, но все в рамках тех же товарно-денежных отношений. А эти рамки неизбежно направляли ищущих все дальше от социализма, все ближе к чистому капитализму, ибо, действительно, эту нелепость, когда не производитель, а торгаш получает выгоду от нового изделия, в рамках рыночного социализма решить невозможно – нужно либо убирать социализм, либо убирать торгаша.
Еще пример. Вспомним нашумевший факт, когда в Рязанской области колхозники производили поставки масла путем закупки его в городских магазинах. Разве это не верх нелепости?
Но, с другой стороны, разве это не прямое и естественное следствие той самой «неразберихи, которая все еще царит у нас в вопросе о политике цен», когда цену печеного хлеба чуть было не приравняли цене зерна.
В силу именно такой «неразберихи» производство масла и мяса для колхозов было убыточным, ибо их закупочная цена далеко не покрывала расходов на производство. В итоге – хроническая нехватка мяса в розничной торговле. В силу именно этой «неразберихи» колхозникам масло было дешевле купить в городском магазине, чем изготовить самим. По этой же причине «предприимчивые» горожане догадались развивать товарное и весьма прибыльное, в отличие от колхозов!, животноводство в городе, используя практически бесплатный в магазинах хлеб в качестве корма для скота.
Вот к каким дезорганизующим нелепостям рынок и деньги приводят при социализме. И это ведь лишь отдельные известные всем примеры, а сколько было скрыто от глаз!
Ленин хотел устранить деньги и рынок еще в 18-м году – это было записано в Программу партии, но «мелкий крестьянин» не позволил – пришлось отступить, но только, как помнит читатель, «для разбега, чтобы сильнее пригнуть» после того, как будет создана (восстановлена) крупная промышленность:
…если бы этот энтузиазм, при известной степени культуры и при известной неразрушенности наших фабрик, помог нам перейти к непосредственному социалистическому строительству, то такой неприятной штукой, как коммерческий расчет и искусство торговать, мы бы не занимались. Тогда этого было бы не нужно – октябрь, 21 г., т. 44, с. 216.