Валентин Васильевич Кумарина, атаки на него в газете "Учитель Узбекистана" от 16. 09. 1989 макаренковцев Гётца Хиллига (ФРГ) и Николая Николаевича Окса.
Ник. Ник. Окса просит меня (ZT) откликнуться cтатейкой на публикацию "Уч. Узб" от 16. 9. 89, попробую, но боюсь, что плоховато выйдет.
Я думаю, что макаренковец обязательно должен быть агрессивным, что неагрессивный "макаренковец" это все равно, что кастрированный бык. Что толку от кастрированного быка? И так же точно: что толку от неагрессивного "макаренковца"? Поэтому я с огромным удовольствием впервые познакомился с пером ГЛУБОКО УВАЖАЕМОГО дорогого немца Гётца Хиллига: он агрессивен, он МАКАРЕНКОВЕЦ. То же, конечно, и в отношении уважаемого Николая Николаевича.
Но с другой-то стороны я рассматриваю, разумна ли и стоюща ли в данном конкретном случае агрессивность двух указанных дорогих макаренковцев?
Давайте вспомним: Антон Семенович Макаренко был очень приставуч к ребяткам: отличным уж ребяткам малейшего опоздания из отпуска не спускал, вызывал на середину общего собрания: вот Петров опоздал, вот что за безобразие, и получал в своем приставании к бедному Петрову активную поддержку от воспитанников-коммунаров.
Беда всех адвокатов "бедных ребеночков" в том, говорил Макаренко, что сии ДОСТОЕВСКОБЕСВУЮЩИЕ И СОЛОВЕЙЧИКООБРАЗНЫЕ субтилисты не ведают, гады, разницы меж правом человека на ошибку и "правом" его на коренной недостаток, от которого все должны страдать.
За ошибку или реальный срыв - замечание, упрек, разбор на середине общего собрания. И ЗАБЫТЬ.
А вот к коренному устойчиво-структурному недостатку пристанем НЕОТВЯЗНО.
Воспитатель в любом случае выпустит не машины, а людей, могущих и ошибиться, но он не имеет права выпускать людей с устойчиво-структурными недостатками.
И соответственно я гляжу, к чему пристали уважаемые Хиллиг и Окса, вызывая "на ковер" Вал. Вас. Кумарина: к ошибке или к его коренному какому-нибудь устойчиво-структурному НЕМАКАРЕНКОВСКОМУ недостатку?
Совершенно уверен, что в данном конкретном конфликте речь может идти в отношении Кумарина только об ошибке, а поэтому СОВЕТУ КОМАНДИРОВ и ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ макаренковцев всего мира надо в отношении "бедного ребенка" В.В. Кумарина ограничиться простым замечанием, и я уверен, что: "он больше не будет".
Зато вот к старейшей советской макаренковедке Марии Петровне Павловой можно бы пристать посерьезнее. С появлением Сухомлинского, с разгулом шумихи вокруг имени Сухомлинского (
http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ), и потом с разгулом свистопляски вокруг пресловутой "коммунарской методики" Игоря Петровича Иванова (
http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm ) М.П. Павлова быстренько стала сухомлинкой и игоре-ивановкой, но по-прежнему считает себя истой т. ск. макаренковкой, и т. д.
Вот к таким-то "макаренковцам" СОВЕТУ КОМАНДИРОВ и ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ макаренковцев всего мира надо бы действительно пристать неотвязно, пока не перестанут искажать и ревизовать Антона Семеновича.
Есть у макаренковцев всего мира и другие реальные кандидаты для вызова "на ковер". Например, тот самый знаменитый ленинградский "макаренковец" Иг. Петрович Иванов. Он примазался к имени Макаренко, а на деле его пресловутая "коммунарская методика" есть, конечно, не Макаренко, а модифицированный Гайдар. Надо макаренковцам всего мира вызвать Иг. Петр. Иванова на середину ОБЩЕГО СОБРАНИЯ и строго-престрого спросить: если ты не наш, если ты гайдаровец, то какое право ты имеешь нацеплять себе на грудь значок коммунара? Зачем ты на клетку зайца вешаешь табличку "тигр"?
Григорий Максимович Кубраков также первый отметил, что и знаменитая бывшая московская "Чайка" В.Ф. Карманова тоже не суть то, что действительно Макаренко, а (!) : проходной двор...
Что же до фразы "Сталин спас Макаренко", то это в принципе могло быть. По воспоминаниям К. Симонова и других, Сталин много читал, многие имена держал в голове, и, бывало, действительно спасал того или иного писателя от ареста и расстрела (см. УГ от 30. 9. 1989, с. 4). И расстрел в те времена был не неукоснителен. Рокоссовский арестовывался, а потом блистательно воевал. То же - ковпаковец Семён Васильевич Руднев (1899-1943) (Вершигора в "Людях с чистой совестью" прямо называет его макаренковцем). Генерал Горбатов (забыл инициалы) был 2 или 3 года в лагерях, а потом дошел до Берлина. И т. д. 04. 10. 1989, Зиновий Тененбойм.
а.с. макаренки, включая таких, как Филипп Иванович Егерман (
http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc), - это разработчики ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВСЕРЬЁЗ.