Почему могли сделать хорошую ракету и истребитель но не могли сделать хорошую машину или хороший пассажирский самолет
Но ведь простой ответ-то. Союз был гораздо беднее Штатов и Европы
Дело тут еще в том,что страна жила исключительно за свой счет.Никого не грабила,ни кого не обирала.
Нет,дело не в этом. На каждый конкретный вопрос должен быть конкретный ответ. Если вопрос о том почему авто и самолеты были все-таки хуже западных аналогов - то тут вопрос не в бедности.
В принципе советский самолет также летал,но потреблял топлива в два раза больше чем западный аналог.
Только один перерасход на топливо достаточно просчитать - не экономят как раз богатые,а не бедные.
Рассуждения про собственные недорогие ресурсы не проходят - все равно затрачен труд людей на добычу нефти,переработка,транспортировка,нефть всегда можно продать,а на зарубежных рынках цена дороже внутри-советской.
И именно пример с ракетами как сравнение поясняет почему так было. Потому что - ракеты рассматривались государством как первоочередная задача. Тут командными,а не рыночными методами привлекли лучших ученых, создали все условия, контроль за парт-работниками которые курировали эти программы был повышенный,спрос с них повышенный.
И для решения какой-то одной первостепенной задачи - этих усилий было достаточно. Производство ракет -не очень массовое,опять-таки на предприятиях ВПК был создан более высокий стандарт производства, применялись более качественные материалы,ответственность руководителей выше.
А для гражданского производства -не ставилась задача сделать такого же качества? Не набрать было такого количества талантливых энтузиастов готовых работать не за деньги,а за идею?
Не хватало исходных материалов вроде металла аналогичного качества?
И не могла командная система одинаково эффективно сработать на всех участках. Просто на ограниченном и первоочередном участке - могла.
На западе инициатива в этих отраслях была отдана частнику, была конкуренция, материальная заинтересованность. А советский чиновник или инженер своими деньгами не отвечал за результат.
Если и была ответсвенность,то очень незначительная и несравнимая с западной.
А любое производство и реализация продукта в советских условиях -это сложная цепочка поставщиков и прочего за чем надсматривали различные ведомства и министерства.
Вот отсутствие частной инициативы как идеология СССР -это ответ на вопросы почему и Москвич и ВАЗ были копиями западных авто,почему СССР были постоянно необходимы закупки западного оборудования и технологий, почему большая часть технологических новинк появлялись там,а не здесь.