ИА REX: Как вы воспринимаете такие прогнозы Бжезинского?
Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, политолог:
Бжезинский относится к типу западных специалистов-универсалов, которых в России почти нет. Он не занимается бессмысленными прогнозами политической ситуации, а моделирует конкретно ту глобальную ситуацию, которая бы устроила Вашингтон. У нас таких экспертов считают «непрофессионалами», так как, по мнению части экспертного сообщества, «настоящий специалист должен заниматься какой-то одной проблемой». То есть, или только Китаем, или Украиной, или Карабахом. Но эта ограниченность, эта узкая специализация бесконечна, так как всегда найдётся ещё более узкий специалист, скажем, по Кельбаджару, который, уже в свою очередь, обвинит в дилетантстве того, кто занимается Карабахом в целом.
Поэтому за Бжезинским – который для аналитика таких сфер далеко не стар – и его тезисами России придётся наблюдать с повышенным вниманием. И если он даёт понять, что, мол, было бы неплохо, если бы Россия слегка повоевала с Китаем, то это значит, что такой проект может стоять в повестке дня Белого дома. В свою очередь, это означает, что Россия должна опережать события и активировать свою евразийскую повестку дня с учётом включения в неё того же Китая, который пока что лежит от неё в стороне. Ну и так далее.
Того же самое касается Евразийского союза. Сам этот союз должен опережать события, преподнося регулярные и неприятные сюрпризы тому же Бжезинскому, чтобы сбить ему, и таким как он, всю программу. Но ЕАС (кстати, до сих пор неясно, какая там у него аббревиатура, хотя мы говорим об этом постоянно), которому остался всего лишь год до объявленного «промышленного» запуска пока что ничем не удивил мир по-настоящему. Мы видим исключительно чиновничьи, бюрократические мероприятия, вместо глобальной пропаганды этого блока, которая потащит на себе и всю экономическую часть. Кстати, именно после такой, правильно поданной, информации в ЕАС будут стремиться те, на кого Москва даже и не рассчитывает в своих слишком скромных и приземлённых евразийских мечтах. Но этой работы нет, поэтому Бжезинский может спокойно вертеть евразийской темой в нужных ему направлениях и контекстах, насыщая негативный фон.
Внутри той же украинской темы Россия буквально по каждому подпункту должна сбивать прицелы своим интеллектуальным оппонентам. С помощью информационного узла «Россия сегодня». «Путин тайно встретился с Януковичем», – получите нашу версию событий. Украинцы обладают какой-то «особой идентичностью», – ловите и с этой стороны. И так по всем направлениям, по каждой мелочи.
Бжезинский уже озвучил свой сценарий для Украины. Но где же наш российский сценарий? Причём, ни в коем случае не альтернативный, как бы в ответ противнику, не тайный – а свой собственный, опережающий, максимально публичный. Чтобы от перегрева голова задымилась не у нас, а у Бжезинского. Где наша собственная «рождественская открытка» для Украины? Или мы умеем манипулировать только кранами на трубах? Может, нам тогда взять газовый вентиль в качестве эмблемы и для «России сегодня»?
У Евразийского союза ещё есть время, чтобы вплотную подумать над тем, о чём здесь сказано. В противном случае «бжезинские» обложат его своими версиями и прогнозами по полной программе. И Россия опять будет вынуждена отвечать, заносить чужие хвосты, а не генерировать свои собственные, оригинальные и простые «шашечные» ходы, ставящие в тупик всех слишком умных «шахматистов».