2ч.
Дзядко: То есть вам кажется, что наилучший, на ваш взгляд, путь для России сегодня в ситуации обострения, в ситуации в Крыму – это просто устраниться и никаким образом не принимать участие? Или же выступать каким-то посредником, например?
Кравчук: Я за то, чтобы США, Европейский союз и Россия вместе выступили гарантами, посредниками решения вопросов сложных, особенно международных в Украине. Я – за. Но когда посредники примут какое-то решение, они примут статус посредничества и определят перечень или повестку дня этого посредничества. Главное, чтобы нам не допустить в этом деле стихии. Российские политики будут приезжать в Крым, украинские будут заявлять свои какие-то несерьезные, примитивные заявления, которые мешают нашим хорошим отношениям. Уже есть и другие симптомы, уже Россия заявила, что не будет сертифицировать украинскую свинину, кто-то говорит: «Мы подождем, какое будет правительство, посмотрим, как кредитные линии будут развиваться». То есть, когда это все завязывается в один узел, вместо вывода, что Россия пытается быть посредником и помочь Украине, все оценивается многими с точностью наоборот. Когда страна в сложном положении, надо или помочь аккуратно или не мешать.
Дзядко: Леонид Макарович, как вы относитесь к идее федерализации Украины, которая звучит в последние дни?
Кравчук: Я к федерализации отношусь спокойно. Я знаю, что ничего опасного в ней нет. Хотя уже сегодня вся Европа говорит о другом – прогрессивным способом является унитарность с глубоким местным самоуправлением, с правами местных самоуправлений, но может быть и федерализация. Но сегодня, когда острота ситуации чрезвычайна, заявления делают и некоторые СМИ в Венгрии, в Румынии в отношении Украины и территорий, как они считают, когда-то принадлежавшим им. То есть кругом повылезали из нор кругом мыслепреступникы или люди-радикалы и делают радикальные заявления. Конечно же, в этой ситуации мы должны очень внимательно и с просьбой, чтобы наша поддержка была соответствующая, поддержка официальная, узаконенная каким-то статусом, каким-то международным протоколом, я даже не знаю как. Потому что если каждая страна, Россия отдельно, США отдельно, Европа и европейские страны отдельно будут свои оценки давать для Украины, это будет плохо.
Я, например, поддерживаю заявление Бжезинского, который сказал, что для Украины путь внешней политики может быть финским опытом, когда Украина не входит ни в какие блоки, ни на Восток, ни на Запад, когда Украина практически проповедует философию и политику нейтралитета, внеблоковость, чтобы не раздражать людей. Потому что власть – это одно, а люди могут иметь свою точку зрения, которая не всегда совпадает с точкой зрения власти. Поэтому чтобы не разжигать такие пристрасти, страсти, куда пойдет Украина, под кого она, как многие говорят, ляжет, под Россию или под Запад, нам нужно четко – новой власти выписать новую внешнюю политику, как и новую внутреннюю политику.
Но в данном случае я всех прошу: помогите Украине, если хотите, чтобы у вас был сосед мирный, спокойный, это не просто маленькая страна, это 46 миллионов людей. Если колыхнется эта лодка, то многим покажется не так сладко – и на Востоке, и на Западе. Это тоже надо принять во внимание. Поэтому давайте вместе поможем Украине выйти из этой ситуации. Но если у нас есть друг к другу претензии, они, конечно, есть, у соседей всегда есть, то давайте мы их будем рассматривать изучать и принимать умные решения, когда успокоится ситуация. Сегодня не к месту ни федерализация, ничего, потому что все это обостряет, вот сегодня киньте федерализацию в восточные и другие районы, и будут считать, что это один из путей постепенного прихода из одного государства в другое государство. Такого допустить, конечно, нельзя.