О философских воззрениях акад. В.Ф. Миткевича и
о путях развития советской физики
А . А . Максимов
цитируется выборочно.
В.Ф. Миткевич на примере столкновения фарадеевской точки зрения и точки зрения действия на расстоянии, по существу, вскрывает проявления в области физики коренного антагонизма между материализмом и идеализмом. При этом В.Ф. Миткевич выступает ярым защитником фарадеевской позиции познания, несомненно, материалистической, глубоко научной, органически связанной с другими представлениями Фарадея, легшими в основу физики XIX века (с. 26).
Материализм В.Ф. Миткевича является еще довольно примитивным материализмом, не использовавшим всех тех достижений, которым материализм обогащен и возведен на более высокую ступень развития трудами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
"Равнодействующая двух векторов есть такая же абстракция, как и исходные векторы или как любые составляющие, на которые, данный вектор может быть разложен. Для выяснения этого вопроса представим себе, например, тяжелый шар, подвешенный на длинной тонкой нити в открытом пространстве при наличии горизонтального ветра. Мы знаем, что в этом случае нить подвеса отклонится от вертикали. С целью разрешения задачи об угле отклонения и в предположении, что давлением ветра на самую нить и ее весом можно пренебречь, а также можно пренебречь и расстоянием точки закрепления нити па поверхности шара от его центра тяжести,— мы должны сложить по правилу параллелограмма вертикальный вектор силы тяжести, равный весу данного шара, и горизонтальный вектор силы давления ветра на его поверхность.
существует ли равнодействующая двух рассмотренных сил объективно, т.е. вне нашего сознания? Конечно, нет. Следовательно, равнодействующая сила существует только в нашем воображении. Все происходит не так, как если бы она существовала объективно, т.е. вне нашего сознания. Но ведь и вертикальный вектор силы тяжести есть в свою очередь равнодействующая большого количества элементарных сил тяжести, приложенных к отдельным материальным частицам шара. Аналогично и горизонтальная сила давления ветра есть лишь равнодействующая элементарных сил, проистекающих от удара отдельных частиц воздуха о поверхность шара. Наконец, и упомянутые элементарные силы, к которым можно свести все равнодействующие, являются лишь представлениями, символизирующими в нашем сознании тенденции к движению отдельных частей шара, возникающие под влиянием некоторых отчасти известных, отчасти же мало изученных физических процессов."
Максимов пишет:
В применении к общественным явлениям утверждение В.Ф. Миткевича значило бы, что, например, существует действие отдельных индивидуумов, отдельных граждан, но нет действия целых классов, государств, обществ вне существования отдельных граждан, индивидуумов, так как нет индивидуумов, которые возникли бы вне общества и не были бы его частью, не принадлежали бы к определенному классу и пр. При этом, конечно, нет никакого удвоения. Сила армии не будет исчисляться вдвое большей только потому, что один раз мы будем считать силу отдельных бойцов и воинских подразделений, а потом еще раз силу армии в целом, хотя, вообще говоря, сила армии в целом не есть простая арифметическая сумма соответствующих частей (с. 31).
В.Ф. Миткевич не понял сущности математической абстракции. Вместо того чтобы бороться против идеализма в математике, В.Ф. Миткевич санкционирует то положение, которое порождает идеализм... Отсюда вытекает у В.Ф. Миткевича те, совершенно неправильные советы и указания в отношении к математике, которые он делает в своих статьях.
Миткевич, как правило, предпочитает не называть черта чертом, материализм — материализмом, идеализм — идеализмом.
Абстрактно-математический подход к решению проблем, рассматриваемых В.Ф. Миткевичем, сказывается у него также в его сознательном отказе от конкретного рассмотрения проблемы близко- и дальнодействия. В.Ф. Миткевич утверждает, что "этот спор может и должен быть разрешен путем чисто логического рассмотрения простейших случаев. какой бы experimentum crucis мы ни поставили, результаты его всегда можно пытаться трактовать математически и с той и с другой точек зрения".