Определения дедукции и индукции
Дедукция — это частный случай умозаключения. B широком смысле
умозаключение — логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение — заключение (вывод, следствие). В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логи¬ческий закон, в силу чего заключение с логической необходимо¬стью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок все¬гда ведет к истинному заключению.
В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логи¬чески из посылок и может содержать информацию, отсутствую¬щую в них. Достоверность посылок не означает поэтому досто¬верности выведенного из них индуктивно утверждения.
Индук¬ция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке. Во всех случаях, когда требуется рассмотреть какие-то явле¬ния на основании уже известного общего правила и вывести в отношении этих явлений необходимое заключение, мы умозаключаем в форме дедукции. Рассуждения, ведущие от знания о части предметов (частного знания) к знанию обо всех предметах определенного класса (общему знанию), — это типичные ин¬дукции. Всегда остается вероятность того, что обобщение ока¬жется поспешным и необоснованным («Наполеон — полково¬дец; Суворов — полководец; значит, каждый человек полково¬дец»).
Нельзя вместе с тем отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию — с переходом от частного к общему. В рассуждении «Шекспир писал сонеты; следователь¬но, неверно, что Шекспир не писал сонетов» есть дедукция, но нет перехода от общего к частному. Рассуждение «Если алюминий пластичен или глина пластична, то алюминий пластичен» является, как принято думать, индуктивным, но в нем нет пере¬хода от частного к общему. Дедукция — это выведение заключе¬ний, столь же достоверных, как и принятые посылки, индукция —
выведение вероятных (правдоподобных) заключений. К индук¬тивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, так и аналогия, методы установления причинных свя¬зей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т. д.
Тот особый интерес, который проявляется к дедуктивным умозаключениям, понятен. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т. п. Дедукция дает стопроцентную гарантию успеха, а не про¬сто обеспечивает ту или иную — быть может, и высокую — ве¬роятность истинного заключения. Отправляясь от истинных по¬сылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.
Подчеркивая важность дедукции в процессе развертывания и обоснования знания, не следует, однако, отрывать ее от индук¬ции и недооценивать последнюю. Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатами индуктив¬ного обобщения. В этом смысле индукция — основа нашего зна¬ния.
Сама по себе она не гарантирует его истинности и обосно¬ванности, но она порождает предположения, связывает их с опы¬том и тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности. Опыт — источ¬ник и фундамент человеческого знания. Индукция, отправляю¬щаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации. Все ранее рассмотренные схемы рассуждений были примера¬ми дедуктивных рассуждений. Логика высказываний, модальная логика, логическая теория категорического силлогизма — все это разделы дедуктивной логики.