Юрий Игнатьевич! С интересом жду пятую, заключительную, часть серии Ваших статей "Элита советской науки". У меня не вопрос - пожелание. Так уж получилось, что рассказ о подковерных отношениях внутри рассматриваемой элиты вскрывает много мерзостей в системе организации управления советской наукой и не только. Но вот то, что рассмотрены все эти примеры практически на основании биографического рассказа одного человека - Главного конструктора ПРО Григория Кисунько, к сожалению, сжимает круг оценки происходившего до небольшого круга "элиты". И многое в прочитанных мной 4 опубликованных частях Вашего рассказа совершенно верно отражает имевшиеся и до сих пор имеющиеся нелепости в организации управления наукой. "Элитные отношения", которые Вы рассмотрели, дают существенно искаженную картину происходившего. Вы свели общее состояние управления наукой, случайность появления многих "ученых" в элите советской науки, к частному и далеко не самому показательному (скорее вынужденному) случаю. Я уже писал Вам, что Григорий Васильевич Кисунько - был лучшим организатором появления в СССР системы ПРО. Более того, после того, как его убрали, ПРО начала умирать. На сей день уже не существует созданного Кисунько НИИ радиоприборостроения, а его остатки вернулись в бывшее КБ-1 и единственное, что там делают эти остатки - пытаются поддержать в рабочем состоянии то, что построено 30 - 50 лет назад. Все что выдается за новое в сегодняшних эскизных проектах практически переписывается чуть ли не слово в слово из документов разработанных в кисуньковский и ранний послекисуньковский период. Остатки превратились в отстойник для военных пенсионеров из 45 института, которые к науке имели довольно отдаленное отношение.
Практически всю жизнь я проработал в НИИРП и мне больно от того, что сейчас я могу с уверенностью сказать: - В России нет ПРО! А то, что за ПРО выдается, никак не может защитить не только Россию, но и Москву.
В отличие от кисуньковского замысла у нас сейчас вообще нет дальнего перехвата. Мы рассчитываем сбивать летящие на нас ядерные ракеты максимум на расстоянии 60 км от Кремля. Причем ядерными же зарядами. Эти 60 км на деле могут превратиться в 10-30 км. Надеюсь, Вам понятно, что будет с Москвой, даже если на нас будут лететь просто болванки, а не ядерные заряды. Сами себя взорвем. Если ракеты вообще взлетят.
Не хочется мне, чтобы свой цикл статей Вы закончили пятой частью. Пора рассказать и о том, как убивали ПРО после Кисунько и как, и кто её убил. Иначе хорошая задумка превратится просто в пасквиль на Кисунько - первого и единственного Главного конструктора ПРО. Сколько потом было "главных" и "генеральных" конструкторов отдельных частей системы ПРО, но единственного Главного конструктора, способного действительно сделать Систему, больше не было. И ее не сделали, хотя и сдали на вооружение систему А-135. Но это отдельный разговор.
Владимир Бурдюгов.