Евросоюз, как и Россия, пытается продлить жизнь режиму Порошенко, чтобы получить время для маневра и постепенно перестроить свою политику. Для ЕС очевидно, что если вспыхнет Украина, то вслед за ней вспыхнет и Европа. Тем не менее, европейские лидеры сегодня пытаются усидеть на двух стульях: и с Россией не поссориться, и США не изменить. Позиция эта, на мой взгляд, ущербная. Но нужно понимать, что в политике существует определенная инерция. Люди, которые в течение многих лет принимали определенные решения, не могут резко на 180 градусов переложить штурвал. Более того, нынешняя европейская бюрократия чувствует себя нужной только под американским зонтиком, потому что всю жизнь она работала по принципу: США принимают решения, а они их озвучивают и получают хорошие зарплаты, ни за что не отвечая. Эти люди не то, что работать, они мыслить по-другому не могут. Таким образом, сейчас выбор европейских политиков колеблется между плохим и очень плохим. Но чем дольше они этот выбор делают, тем ближе они к очень плохому.
О будущем ДНР и ЛНР: «Для украинской армии нет вариантов разгромить ополчение»
Сегодня никто не может определить реальную геополитическую ситуацию, которая наступит после победы, и непонятно каким образом нужно будет институционализировать эти территории, как их вписывать в новый международный порядок. В этих условиях создание каких-то жестких долговременных государственных структур просто неразумно, потому что потом возникнет вопрос, что с ними делать. Допустим, будет создано государство Новороссия, а потом волею судеб придется сохранить конфедеративную Украину. Что тогда делать с этим государством?
Тем не менее, я не вижу каких-то вариантов для украинской армии разгромить ополчение. Я не представляю себе, какое оружие могут поставить Украине для того, чтобы боеспособность украинской армии выросла в несколько раз. Недостаточно просто завезти в Украину американские танки. Нужно в огромном количестве везти свои снаряды к ним, свою солярку, масло, запчасти, развернуть в Украине многочисленный персонал по обслуживанию этих танков. На это нужно потратить колоссальные деньги. США проще послать туда экспедиционный корпус, но кому это надо. Резко усилить боеспособность украинской армии нельзя. В нынешнем ее состоянии она скорее проиграет войну, чем выиграет. Ополчение усиливается более быстрыми темпами, чем украинская армия слабеет.
О вероятности смены власти в России: «У правительства есть достаточно сил, чтобы задушить в зародыше любой Площадь»
Думаю, у российского правительства есть достаточно сил, возможностей и политической воли, чтобы задушить в зародыше любой Площадь. Если в правоохранителей полетят камни и «коктейли Молотова» со стороны митингующих, те долго церемониться с ними не будут. Более того, те силы, которые потенциально могли бы организовывать Площадь, явно маргинальны, неавторитетны, и все их потуги приводят к тому, что они все больше теряют поддержку. Наконец, для Площадьа нужны лидеры, структуры и так далее.
В России нет такого оппозиционного лидера, который может выйти на улицу и повести за собой миллионы. Площадь по украинскому сценарию в России невозможен. Украинский Площадь долго готовился, три раза перезапускался, и только через 14 лет после первого старта он привел к тому результату, который мы имеем сегодня. Но у США нет в России ни 15, ни 10, ни 5 лет. Они просто не успевают запустить подобный проект. Но вполне возможны точечные удары. Меня, в частности, беспокоит Свердловск, потому что это важная стратегическая точка на карте. Этот город – та ниточка, которой центральная часть России связана и с Тюменью, с ее газом, и с Дальним Востоком. Дестабилизация в Свердловске, пусть даже временная, – это дестабилизация всей России. Это совсем не хуже, чем гулять с плакатами вокруг Кремля, а может, даже и лучше.
О военных угрозах для Крыма: «Опасность военного конфликта на полуострове минимальна»