Определите уровень вашей духовности.
При определении уровня духовности был четко выделен момент первостепенной значимости качественного изменения духовных основ бытия при сохранении цельности и единства личности, ее "неповторимого образа в постоянном изменении, творчестве и активности". Утверждается, что сама жизнь такой индивидуальности должна представлять собой "целестремительную творческую активность, имеющую характер длясебябытия". В качестве вывода из сказанного, во-первых, подчеркивается абсолютная ценность личности и сакральность ее духовности. Во-вторых, ставитя ключевая задача выявить разнокачественность людей, утвердить в обществе в целом свободу и достоинство "для каждой человеческой личности, для всех людей".
Из этого понятно, почему прежде всего личность является той ценностью, которая оправдывает смысл существования всей земной жизни, и почему ради личности существует все остальное - народы, государство, само человечество.
Отсюда, с одной стороны, никогда "не может быть личности без и вне множества ее моментов". С другой стороны, имеет место та самореализация человека, когда "во всяком моменте осуществляется вся личность".
Еще один важный момент в воззрениях на духовность - установление мыслителями неразрывной связи ее формирования с трудом и с "духом хозяйства" (С. Булгаков). Рассматривая труд как чрезвычайно важную сферу человеческого бытия, русские философы дали обоснование трудовой аскезы, разумного ограничения мотивации личного благосостояния и выделили определяющую роль духовных мотивов и мотивов общественного блага.
Выявив ограниченность т. н. "экономического человека", С. Булгаков противопоставил ему перспективный тип деятеля - действительно свободной, самодеятельной личности хозяина. Само хозяйство при этом понимается как творчество, оно есть "взаимодействие свободы, творческой инициативы личности и механизма, железной необходимости". И еще подчеркнуто: рассматриваемое как творчество "хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все стороны человеческой деятельности и труда".
Среди исследователей отсутствует единство в объяснении духовности, имеет место ее "урезанное" понимание, сведение только к религиозности, рациональности или культуре переживаний. Между тем использование наследия теоретиков русской идеи в анализе феномена духовности позволяет выявить ее многомерную сложность, трактовать духовность как выход за пределы эгоизма, своекорыстия и утилитаризма.
Представляется перспективным и обоснованным подход к пониманию духовности как способу жизнедеятельности человека. В этом случае, во-первых, духовность явно не тождественна духовной жизни общества. Во-вторых, она оказывается не сводимой только к реалии внутреннего мира человека, как порою еще утверждается в литературе. Духовность - это способ самостроительства личности, способности человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. В этом плане духовность выступает как "индивидуальный стержень" (М.Горький), как "деятельность превращения материала мое" (Гегель)
В таком контексте духовность есть экзистенциальная категория и "конституирующая особенность" человека (В.Франкл). Это проблема обретения смысла и жизнетворчетсва, стремление к трансценденции личностью своего "Я" в "не?Я", проявление личностного бытия в инобытии. И тогда духовность выявляет себя как ценностная интенция человеческого бытия, как воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение и поведение людей. В итоге духовность есть то специфическое качество личности и раскрытие родовой сущности человека, которую В.Л. Соловьев называл богочеловеческой природой "каждой отдельной особи".
Верное понимание духовности имеет определяющее значение для решения ряда задач. С одной стороны, возможно четкое разграничение социального и духовного в человеке, достаточно точное определение "сверхзадачи жизни" конкретного индивида, главенствующую направленность его души на укоренение своего "Я" в мире, ориентацию его "мыслящего сердца" (Гегель) на благо людей или им во зло.
С другой стороны, при анализе бытия индивида в мире других людей можно выделить высшее проявление интенции духа личности как интенции на другого, "ТЫ", видение в "ТЫ" той высшей ценности, которую А.А.Ухтомский определил как "доминанту на лицо другого". И тогда духовность может быть понята как нравственно сориентированные воля и разум человека, его решения по коренным вопросам бытия.
Истолкование духовности как интенции личностного бытия позволяет установить, во-первых, критерий духовности человека, отграничить ее от бездуховности как потери духа личности, своего "Я", т.е. потери личностного бытия и присущей ему творческой интенции. В этом случае можно понять индивида в его сути и конкретности, в его уникальности и неповторимости.