280 кинооператоров работали на съемках документальных кадров о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/frontovye_operatory_cena_kadra_kazhdyj_vtoroj_ranen_kazhdyj_chetvertyj_ubit_rossija_2008_god/22-1-0-1220Светлая память о них, низкий им поклон
Фронтовые операторы - цена кадра: каждый второй ранен, каждый четвертый убит
Режиссер: И. Кукин Д.Тилепбергенова
Фильм о военных кинодокументалистах, благодаря которым поколения, не познавшие горе войны, могут увидеть все ужасы постигшей Россию трагедии. Это - всесторонний рассказ про фронтовое кино, как явление.
Каждый четвертый из фронтовых операторов погиб, каждый второй получил тяжелое ранение, но тем не менее, они снимали, даже когда это было выше сил... Их работа - напоминание о том страшном времени, о героизме солдат.
В фильме использованы уникальные кадры видеохроники В.О.В.
Начиная с 1942 года руководителям советского кино пришлось вести учет тех огромных материальных потерь, которые несла наша кинематография в результате войны. В их число были включены расходы на эвакуацию кинопредприятий отрасли на восток страны, потери , связанные с разрушением киностудий, кинотеатров на оккупированной территории и многие другие неизбежные расходы. К победным дням мая 1945 цифра набралась немалая - 2 953 938 000 руб.
Но даже при всей ее внушительности, она, конечно же, смешна и ничтожна. Как оценить весь тот ужас - голод, разруху, нищету, все те немыслимые лишения и страдания нашего народа? В какой валюте и по какому биржевому курсу оценить покалеченные судьбы миллионов и миллионов наших людей? И на каких весах взвесить, в каком золоте исчислить хоть сколь-нибудь сопоставимый эквивалент человеческой жизни, которую оборвала пуля?
Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино В.П. Михайлов, досконально изучавший работу наших фронтовых операторов, вывел более печальную статистическую формулу: каждый второй ранен, каждый четвертый убит...
Боюсь, однако, что и у него не было полных данных о тех, кто пропал без вести и, скорее всего, погиб... Одна из самых тяжких потерь такого рода случилась впервые же месяцы войны при окружении Киева - вместе с войсками попала в окружение и вся киногруппа Украинского фронта в составе десяти человек. О судьбе ее до сих пор ничего не было неизвестно. Самым же удивительным в этой истории было то, что сами фронтовые операторы, оставившие, помимо миллионов метров пленки, огромное количество иных свидетельств - десятки книг воспоминаний и др. - об этой бесследно пропавшей украинской киногруппе, едва ли не самой многочисленной, не вспоминали ни одним словом, будто ее никогда и не было. Не фигурировали фамилии этой киногруппы и в официальном перечне потерь - не было их ни в списках погибших, ни в списке попавших без вести. Попала ли киногруппа в плен или погибла вся до единого еще ранее - до последнего времени можно было только гадать.
Подавляющее число кинематографистов,втом числе и работников кинохроники. оказавшихся на войне не по закону о всеобщей мобилизации, попали в окопы. Почти у всех была бронь, и можно было продолжать работу на студиях и других киноорганизациях. Кстати сказать, эта работа в тылу, как очень скоро стало ясно, была тоже не просто очень важной, но и крайне нужной людям. Тем не менее, многие, очень многие кинематографисты добровольно вызвались идти на фронт. На войну рвались и стар, и млад.
Старейший русский оператор Петр Васильевич Ермолов, участник и кинохроникер еще первой мировой войны завалил кинематографическое руководство заявлениями с требованиями отправить его на фронт. И получая отказ за отказом, писал снова и снова, убеждая, что немалый его возраст не помеха, а операторский опыт, в том числе и фронтовых съемок, таков, что он еще даст сто очков любому молодому да прыткому...