Особое внимание заслуживают персидские и арабские документы. Аль-Балхи, Ал-Марвани, аль-Истархи, Ибн-Хордабек, ибн-Руста – говорят, что известны три древние Руси:
Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас Славиа, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса).
Именно эту, последнюю можно локализовать в Сибири.
В ней, по свидетельствам путешественников, водились чёрные соболи, из неё вывозились в Китай и Индию олово.
Арта продавала булатные мечи, оттуда поступала жёлтая медь.
Государство это упоминается и как Чжун-го – Срединное государство со столицей Джун-ду.
Исходя из средневековой хроники и старинных карт, этот город располагался в верхнем течении Оби, но показан уже под другим названием. Чингизиды его переименовали в Камбалык.
В этом городе 17 лет прожил Марко Поло, рассказывавший, что свои бани они топили ежедневно зимой и три раза в неделю летом.
В этом срединном государстве ещё в 23 – 28 веках до н.э. пользовались календарём, а в нём содержалась масса признаков северной зимы.
Этот календарь в 1830 году был опубликован русским китаеведом Н. Я. Бичуриным.
Там упоминаются морозы, лёд на реках, оттаивание земли на полях весной, снеговая вода на полях, где высеивается просо, горох и озимая пшеница и нет ни слова о рисе. Упоминаются осётры, соболи, бобры, медведи, хорьки, из растений клёны, тополя.
В этом государстве (именно) изобретены компас, бумага, ковкий чугун, шелководство, плуг, карданный вал, стремена, прозрачные бронзовые зеркала, бурение скважин и использование газового отопления.
Такой перечень документальных свидетельств высокой культурности сибирской Руси тем более удивляет, что отношение к этому факту со стороны российских исследователей, в разные периоды было по меньшей мере не таким, как хотелось бы.
Об этом размышляет современный российский историк Новгородцев, локализовавший в Сибири легендарное Лукоморье.
А ведь о том, что сибирские земли ранее были населены русскими, говорят не только китайцы и арабы.
Вот перечень приведённых Новгородцевым, в качестве примера, названий, существовавших ещё до прихода Ермака в Сибирь: Боярско, Романово, Мецово, Сладково, Даурско, Есейско, Жданово, Крестово и т.п.
Новгородцев обращает внимание на то, что версия происхождения топонимов, связанная с новгородскими ушкуйниками, критики не выдерживает, поскольку появление и пребывание последних за Уралом было не долговременным, и носило далеко не мирный характер.
В то же время, посылаемый в Сибирь Борисом Годуновым на разведку Фёдор Дьяк доложил при возвращении:
«Там в незнаемых странах восточных полно русских людей».