Оскал "зелёной" энергетики или
«Идеальный хищник» для запада
В прошлом месяце Россия отправила в Европу 19,4 млрд кубов газа - рекордный объем для января. Это
на 45% больше, чем в январе 2020 года. Кто там говорил, что им газопровод «Северный поток-2» не нужен?
Без нашего газа Европе не обойтись. И не только газа - в январе в Евросоюзе взлетел спрос еще и на
уголь. Почему? Да потому что альтернативная энергетика подвела.
- Если сравнивать с январем 2020 года, в прошлом месяце производство солнечной электроэнергии в Германии снизилось в два раза, а ветровой - на треть, - говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. - Но электроэнергия - продукт, который надо производить в тех объемах, которые необходимы прямо сейчас. И мы не можем усилить ветер или интенсивность солнечного свечения. Поэтому
Евросоюзу пришлось закупать сырье и нагружать угольные и газовые электростанции, чтобы компенсировать потери энергии от возобновляемых источников. В этом и состоит главная проблема возобновляемой энергетики - ею очень сложно управлять.
Казалось бы, ну пожгут немного уголь, а потом подует ветер, выглянет солнце - и в дома хлынет не «грязное», а зеленое электричество. Но не все так просто.
«Необходимость приспосабливать процесс получения энергии к капризам погоды делает его менее эффективным, что увеличивает расход энергии и количество выбросов углекислого газа», - пишет в своем бестселлере «Моральные аргументы в пользу ископаемого топлива»
Алекс Эпштейн, президент американского Центра индустриального прогресса.
Иными словами, развивая чистую энергию, вы не можете отказаться от грязной. На Западе мечтают закрыть как можно больше газовых и особенно угольных ТЭЦ - самых губительных для экологии. Но не могут: кто-то должен страховать ветряные и солнечные электростанции, когда нет ветра и солнца. А для этого, пишет Эпштейн,
угольные электростанции нужно поддерживать в состоянии готовности. То есть постоянно подкладывать в топку уголька
(а в атмосферу - углекислого газа), чтобы при необходимости электростанцию можно было быстро раскочегарить и города не остались без электричества. Именно так альтернативные источники увеличивают выбросы CO2. Как тебе такое, Грета Тунберг?
Птичек жалко
Ветряные и солнечные электростанции и правда выглядят чище некуда: не дымят, не чадят, воздух не портят. Но если копнуть поглубже и рассмотреть весь их жизненный цикл, вскроются интересные факты и цифры.
- Оборудование для солнечных и ветровых электростанций производят из материалов, которые добываются в очень неэкологичных условиях. Для их производства нужно, например, огромное количество
серной кислоты - самая «экологичная» вещь! - говорит Александр Фролов.
По данным американской исследовательской организации «Экологический прогресс», при равной мощности для производства солнечной электростанции понадобится в 17 раз больше материалов, чем для атомной. При этом
отходов она создает в 200 раз больше, и будут они в 300 раз токсичнее.Дело в том, что при производстве солнечных батарей используются
свинец и кадмий. А утилизовать или перерабатывать оборудование для зеленой энергетики человечество не умеет. Вот и отправится все это гнить и дымить на свалках, выделяя адские объемы CO2 и канцерогенов (за них и отвечает кадмий).
Есть и другой довод, который заставляет усомниться в пользе возобновляемой энергетики для всего живого. Потому что чем больше ветряков и солнечных электростанций, тем меньше этого самого живого становится на земле.
«Турбины действуют как идеальный хищник, с которым птицы не сталкивались в процессе эволюции. В год они
убивают около миллиона редких птиц - ястребов, орлов, сов, кондоров, - пишет глава «Экологического прогресса» Майкл Шелленберг в статье «Почему возобновляемая энергия не спасет планету». - Солнечная электростанция оказывает такое же воздействие на окружающую среду. Чтобы ее построить, надо «зачистить» все живое на площади, где будут установлены солнечные батареи».