…Картина американской культуры, которую рисует известный американский публицист Кристофер Лэш, носит чрезвычайно критический характер. Он считает, что,
начиная с 1960-х гг., все традиционные ценности, составляющие дух американизма, превращаются в собственную противоположность:— этика трудолюбия и стремления к успеху, выросшая на основе протестантизма, вырождается в вульгарную этику гедонизма и самолюбования;
— героизм — в популярность и поклонение знаменитостям;
— политика и радикализм — в уличный спектакль;
— спорт — в коммерческое зрелище и прославление грубой силы;
— социальная критика — во всевозможные курсы самотерапии и морального самосовершенствования;
— система образования — в культ самодовольной безграмотности и некомпетентности.…Говоря о росте нарциссизма в американской культуре, Кристофер Лэш, прежде всего, имеет в виду появление нового типа нарциссической личности, для которой мир представляет только зеркало, где отражается она сама, и которая не интересуется ничем иным, кроме своего собственного образа. Для нарциссиста характерна псевдооценка, боязнь старости, страх смерти, культ знаменитостей и т. д. «Иными словами, это тот тип личности, для которой нарциссизм — символ эгоизма и метафора определенного состояния ума, когда мир воспринимается лишь как зеркальное отражение самого себя».
Возможно, что, рисуя состояние американской культуры последних десятилетий, Лэш несколько сгущает краски. Но, несомненно, он уловил известный сдвиг общественной жизни Америки к эгоцентризму. И характерно, что он не одинок в этом выводе.
Наличие элементов «нарциссизма» в современной американской культуре и характере подтверждает и еще один американский социолог — Дениэл Янкелович. Правда, он называет его другим термином — «самореализация». В своей книге «Новые правила» Янкелович на основе опросов общественного мнения приходит к выводу, что «этика самоотречения», лежащая в основе традиционной американской системы ценностей, начиная с 70-х годов, сменилась «этикой самореализации» или
«самоосуществления», которая достигается путем утраты общественных целей и интересов.
…Марк Твен писал:
— «Характерная черта американцев — невоспитанность. Мы — нелюбезная нация. В этом мы намного переросли все народы, как цивилизованные, так и дикие (или не доросли до них). Нас называют изобретательной нацией, но другие народы тоже изобретательны. Нас называют хвастливой нацией, но другие народы тоже хвастливы. Нас называют энергичной нацией, но другие народы тоже энергичны. И только в нелюбезности, в невежливости, невоспитанности мы не имеем пока соперников — пока черти сидят в аду».…В Америке очень высоко ценится дружба, и американцы, по-видимому, обладают талантом устанавливать дружеские связи, они делают это легко и охотно, поражая порой более сдержанных европейцев. Этим они резко отличаются от англичан, которые с трудом и осторожно вступают в дружеские отношения. Но если вы подружились с англичанином, он остается вам другом на всю жизнь. Американская же дружба менее прочна и длительна. Американцы скоропалительно вступают в дружбу, но терпения на долгую и прочную дружбу им не хватает.Сердиться на них за это не стоит. Просто они открыты и сердечны, готовы стать вам друзьями с первой же встречи, но прочно и долго дружить они не умеют.
Довольно часто в поведении американцев присутствует изрядная доля инфантилизма.
Это дает основание некоторым авторам называть американцев взрослыми детьми.
Томас Манн, проживший долгое время в США, говорил, что
современная Америка — это «по-детски усердная, но наивно-авантюристическая страна», а самим американцам присущ «варварский инфантилизм». Об этом же писали и многие европейские писатели.Впрочем, и сами американцы признают, что они, как нация, большие дети. «Иногда мне кажется, что мы — страна детей», — пишет в своем романе «И поджег свой дом» Уильям Стайрон. Другой американский писатель Эрнст Хемингуэй, говоря о типе американского мужчины, замечает, что многие из них «надолго остаются мальчишками. Некоторые так на всю жизнь. Пресловутые американские мужчины-мальчики. Чудной народ, ей богу».
По-моему, вполне достаточно.