Условия инновационного прорыва
Даже официальная статистика вынуждена констатировать: реальная ситуация в российской промышленности прямо противоположна заявленной цели ускоренного наращивания высокотехнологичного производства. Так, производство летательных аппаратов, включая космические, в 2018 году рухнуло на 13,5%.
Провозглашенная руководством России космическая программа охватывает более 90 предприятий. Но они
не получают достаточного финансирования, позволяющего эту программу реализовать. Мало того, им зачастую просто мешают нормально работать. Пример тому – Государственный космический центр имени Хруничева, на который повесили многомиллиардные долги, грозящие парализовать его деятельность.
По данным специалистов,
зависимость нашей промышленности от иностранных технологий и зарубежного оборудования превысила 90%. Объем инноваций, внедряемых в производство, сократился по сравнению с советским периодом в 5-7 раз. Предприятий, осуществляющих технологические инновации, осталось менее 10%. Если в Южной Корее на каждые 10 тысяч работников уже приходится 478 многофункциональных роботов, а в Китае – 36, то в России – только два.
Частью нашей программы развития является государственная программа поощрения предприятий, внедряющих новые технологии, и расширение системы налоговых льгот, которые им будут предоставлены.
Мы опираемся на уникальный инновационный опыт Китая, который дает ошеломительные результаты, очевидные всему миру. Опираемся на блестящие идеи нашего выдающегося соратника, нобелевского лауреата Ж.И. Алферова, недавно ушедшего из жизни. Созданный им великолепный научный комплекс, соединивший в себе общеобразовательную подготовку и академический университет, исследовательскую деятельность и производство в сфере высоких технологий, - это и есть прообраз технологической революции, к которой должна стремится Россия, чтобы возродиться как подлинно самостоятельная, независимая Держава.
Инновационный прорыв немыслим, если у него нет необходимой кадровой основы. Но
отсутствие работы и достойной оплаты, невозможность приобрести жилье, ежегодно выталкивает из России за рубеж десятки тысяч молодых, высокообразованных специалистов. А со времени развала СССР таких оказалось не меньше 1,5 миллионов. Для того, чтобы вернуть хотя бы часть из них на Родину, необходимо создавать высокотехнологичные рабочие места и льготные условия для приобретения жилья наиболее ценными специалистами. И одновременно нужно настойчиво работать над воспитанием нового кадрового пополнения инновационной науки.
В нашей программе содержится требование увеличить долю государственных расходов на науку до 2% от ВВП, а долю государственных расходов на образование – до 7% от ВВП. Во всем мире давно признано: ни одна из стран, где эти показатели ниже, не смогла успешно решить задачу технологической модернизации и принципиального ускорения роста экономики. Но что мы видим в бюджете на предстоящую трехлетку, сверстанном правительственными капиталистами? По отношению к ВВП расходы на науку не достигают и 0,4%, а расходы на образование составляют только 3,6%.
Курс, толкающий к обнищанию
Еще недавно правительство обещало нам инфляцию в пределах 2,5% процентов в год. Затем повысило свой инфляционный прогноз до 4-х с лишним процентов. А в начале этого года официальная инфляция превысила 5% по сравнению с прошлогодними показателями. Реальная же инфляция, по оценкам большинства специалистов, минимум вдвое выше. Одним из главных факторов ее роста стало повышение налога на добавленную стоимость до 20%.
Вместо повышения НДС необходимо перейти к его поэтапному снижению до 10%, то есть сократить его вдвое. Выпадающие при этом доходы бюджета будут полностью компенсированы отменой бюджетного правила, на которой мы настаиваем.