Продолжение.
Одна из заметных проблем Советской власти было отличить ее явных врагов от идиотов. Так, Советская психиатрия обнаружила целый ряд шизофрений, в том числе и вялотекущую. Эта проблема находит сегодня свое полное подтверждение и на т.н. "левых" форумах. С одной стороны, только идиот может выступать против социализма, но а если сударьу кушать нечего, а абрамович хорошо платит. Вот и пойми, куда сударьа направлять - на ББК или в психушку. Но это к слову.
Одна из серьезнейших проблем пролетарского социализма, с которой, как я понял, Ленин и большевики столкнулись совершенно неожиданно:
ЛЕНИН:Мы знаем, что производство капиталистическое, при содействии всех передовых стран мира, строилось десятилетиями. Разве мы впали уже в ребячество, чтобы думать, что в момент величайшей нужды, обнищания в стране, где рабочие составляют меньшинство, в стране, с измученным, истекающим кровью пролетарским авангардом и массой крестьян, мы можем закончить так быстро этот процесс?! Мы даже основного фундамента еще не положили, мы начали намечать только на опыте, как это управление производством при участии профсоюзов вести. Мы знаем, что главное препятствие — это нужда. Неправильно, что мы не привлекаем массы; наоборот, всякий сколько-нибудь заметный талант, малейшая выдающаяся способность в рабочей массе встречает самую искреннюю поддержку с нашей стороны. Надо только, чтобы чуточку облегчилось положение. Нам необходим год или два отдыха от голода, не меньше. С точки зрения истории, это ничтожный срок, а в наших условиях это срок большой. Год или два отдыха от голода, год или два правильного снабжения топливом, чтобы фабрики работали, — и мы получим от рабочего класса в сто раз больше поддержки, и из его рядов выдвинется талантов гораздо больше, чем мы имеем сейчас. Никто не сомневается, не может сомневаться в этом. Сейчас мы не получаем этой поддержки не потому, что не хотим. Мы все делаем, что можно сделать для этого. Никто не сможет указать, что правительство, профсоюзы, Центральный Комитет партии упустили хотя бы одну возможность в этом отношении; но мы знаем, что нужда отчаянная, что всюду голод и нищета, и сплошь и рядом на этой почве возникает пассивность. Не будем бояться называть зло и бедствие настоящим именем. Вот что тормозит подъем энергии из масс. При таком положении, когда мы знаем из статистики, что в управлениях сидят 60% рабочих, пытаться сейчас слова программы: "профсоюзы должны прийти к фактическому сосредоточению" и т. д. — пытаться их толковать по-шляпниковски — абсолютно невозможно – т. 43, с. 104.
Говоря кратко: большевики насытили Советы рабочими, а они там "проявляли пассивность" - грубо говоря, нихрена не делали. Ленин объяснил это голодухой.