Человек как правило идентифицирует себя со своим умом. Еще Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно существую". И напротив, как ни странно, человек с легкостью принимает идею о том что его сущность ни как не связана с телом. Действительно, что есть душа? Но оставим вопрос о душе христианам и вернемся к уму. Итак, коан обращается именно к уму.
Монах спросил: «У Всемилостливого (Авалокитешвары) тысяча рук и тысяча глаз. Какой глаз главный?»
И что-же ум? Естественно он ищет ответ на загадку. Разгадаешь загадку, станешь просветленным. Обретешь нирвану. Только здесь есть одна тонкость. Коан это не загадка у которой есть разгадка. Коан это ловушка, капкан для ума.
Здесь необходимо сделать еще одно отступление. Спросим себя, только ли ум составляет нашу сущность? Нет ли тут еще чего либо? Есть конечно. У нас есть не только ум но и сознание. Что такое сознание не очень понятно и в этом оно похоже на душу. Спросим себя, может ли сознание существовать без того что-бы функционировал разум? Ну так вот и буддизм и йога уже ответили на
этот вопрос. И ответили утвердительно. Да может. Сознание это и есть пресловутый буддийский "не ум". Когда метания разума остановятся в попытках ответь на вопрос коана, тогда и проявится ясное, чистое, иллюзорное сознание. НЕ УМ. Вот это и будет ответом на вопрос.
В чем смысл прихода Бодхидхармы с Запада? Скажи! Скажи!