"Бездумная политика Ангелы Меркель ведет к катастрофе. И у людей наконец-то открылись глаза. Это единственная причина, почему мы прошли в парламенты всех трех земель. В Саксонии-Анхальт мы даже стали второй политической силой", — заявил лидер партии "Альтернатива для Германии" Фрауке Петри.
"Мы надеялись, что преодолеем отметку в 20 процентов. Но этот результат выше всех наших ожиданий", — сказал член партии "Альтернатива для Германии" Хейган Кель.
Голоса правые отвоевали у партий из большой правящей коалиции — христианско-демократического союза и социал-демократов. Результатов этих выборах канцлер, по собственным словам, ждала, скрестив пальцы. Судя по всему, не помогло. По итогам воскресенья, христианские демократы потерпели поражение в двух землях из трех. В Рейнланд-Пфальце партию Меркель обошли социал-демократы: у них — 36 процентов против 32 у ХДС.В Баден-Вюртенберге, где позиции христианских демократов традиционно были сильны, правящая партия установила собственный антирекорд и уступила "Зеленым", которые, кстати, активно отстаивают политику открытых дверей и выступают с еще более гуманистическими предложениями, нежели Меркель. Получается, результаты голосования в Баден-Вюртемберге наглядно демонстрируют: правящей партии недовольны как те, кто против беженцев, так и те, кто считает, что приток мигрантов поможет Германии справиться с демографическим кризисом. Результаты выборов в Баден-Вюртемберге: "Зеленые" — 30,3 процента, ХДС- 27 процентов, АдГ — 15,1 процента.
"Прагматичный гуманизм, только так мы сможем решить миграционный кризис. И это наша главная задача сейчас. Еще один вызов – изменение климата. Я рад, что наши подходы имеют поддержку", — член партии "Союз 90/Зеленые" Винфрид Кречманн.
На первом месте христианские демократы только в Саксонии-Анхальт. Но и тут минус три процента по сравнению с предыдущими выборами. Да и второе "Альтернативы для Германии" фактически лишает консерваторов возможности создать большую коалицию со своими союзниками. Теперь, чтобы получить большинство, ХДС придется создавать коалицию из трех партий, а это не может не сказаться на эффективности региональных правительств. На союз с евроскептиками ни одна из партий, разумеется, не пойдет. Результаты выборов в Саксонии-Анхальт: ХДС — 29,8 процента, АдГ — 24,2 процента, "Левые" — 16,2 процента.
Брать ответственность за провал на себя Меркель не спешит: выборы региональные, а значит виноваты в проигрыше местные власти, а не центральные. В отставку канцлер не собирается, да и смещение с должности ей при нынешнем раскладе не грозит. Против канцлера одна треть депутатов бундестага, для конструктивного вотума недоверия нужны две трети. Кроме того, личный рейтинг Меркель гораздо выше, нежели поддержка ее партии. Политику канцлера одобряют 54 процента немцев. По сравнению с прошлогодними 67 процентами это, конечно, падение, но в целом по меркам Европы больше 50 процентов после 10 лет у власти — не так уж плохой результат.
"Отставки Меркель ждать не приходится. Меркель будет иметь возможность свалить ответственность на региональные власти. Она не тот политик, который сам подаст в отставку", — пояснила Екатерина Тимошенкова.
Впрочем, в самой Германии выборы, конечно же, рассматривали как вотум доверия действующему правительству, прежде всего, по вопросам миграции. Этим во многом объясняется и высокая явка. В Баден-Вюртемберге и в Рейнланд-Пфальце на участки пришли чуть более 70 процентов избирателей. В Саксонии-Анхальт — 63 процента.
Более того, эти выборы фактически первая оценка настроений в Германии с начала миграционного кризиса. Стало ясна радикализация как населения, так и политических сил. Умеренные партии позиции сдают.
К активным действиям призывают как правые, так и левые. Первая реакция на успех евроскептиков уже последовала. На улицах Штутгарта проходит демонстрация против "Альтернативы для Германии" и ПЕГИДА. Активность избирателей растет, интерес к политике тоже, вот только голосовать за те партии, которые в Германии называют респектабельными, немцы не спешат.
По мере поступления результатов супервоскресенье с подачи журнала Der Spiegel переименовывают в черное воскресенье и выходят на улицы, чтобы еще наглядно показать Берлину, кого больше и кто сильнее.