К сожалению, реальная история Псковской миссии несколько отличалась от нарисованного в процитированном выше интервью образа "духовного подвига" людей, которые "просто исполняли свой долг", находясь при этом под давлением оккупационной администрации. Документы рисуют несколько иную картину. Так в докладной записке в НКГБ СССР «О положении Русской православной церкви на территории освобожденных районов Ленинградской области и использовании немцами церкви в антисоветских целях», составленной сотрудниками ленинградских органов госбезопасности в 1944 году, говорилось, что после оккупации Ленинградской и других областей Северо-Запада стали массово открываться церкви. «Фактической проверкой после освобождения районов установлено, что немцами было открыто в районах, не считая еще оккупированных Псковского, Палкинского и Островского, – 168 церквей», - значится в документе. Направлял эту деятельность митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии митрополит Сергий (Воскресенский), резиденция которого находилась в Риге.
При этом немецкая оккупационная администрация не только не препятствовала деятельности Псковской миссии, но даже, напротив, оказывала ей всяческое содействие. Открытие миссии было широко освещено в немецких пропагандистских газетах. «На другой день 14 священнослужителей отправились в Псков как в центральный пункт восстанавливаемой в русских областях церковной жизни, – писала в августе 1941 года выпускаемая немецкими пропагандистами газета «Правда» (созданная по образцу главного печатного органа ЦК ВКП(б) - Для поездки православных священнослужителей германское командование предоставило большой и комфортабельный автобус, снабженный даже электрическим освещением. Благодаря заботам германского командования православные священники, снабженные церковной утварью, облачением, запасом свечей, священными книгами и другими необходимыми для религиозной жизни предметами, совершат свое путешествие в освобожденные русские области для скорейшего восстановления богослужений во вновь открываемых православных храмах».
На оккупированной территории руководством миссии было создано девять благочинных округов. Назначение священников проводилось после тщательной проверки кандидатур, при этом важнейшим критерием отбора являлось враждебное отношение претендента на приход к советской власти. Немцы не только открывали церкви, но и оказывали миссии активную материальную поддержку. В докладной записке руководству НКГБ СССР приводятся, в частности, такие данные: «Гатчинский собор получил 100 тысяч рублей на восстановление из городского управления, священнику Апраксину немцы лично выдали 30 тысяч рублей и шесть дорогих церковных облачений». Разумеется эта помощь оказывалась не безвозмездно - немцы требовали от назначенных ими священников вести активную пропагандистскую работу среди населения оккупированных территорий. И те , в свою очередь, охотно шли на сотрудничество с оккупантами. Например, в статье, посвященной церемонии передачи немецким командованием церковных книг митрополиту Сергию , основанный Псковской миссией журнал «Православный христианин» в номере 8 за декабрь 1942 года писал: «Германия вправе рассчитывать на то, что верующий русский народ высоко оценит подвиги освободительной германской армии и во всем окажет ей лояльную, деятельную, жертвенную поддержку. В ответном слове высокопреосвященный экзарх, принимая церковные книги на сохранение и для употребления в храмах на русской земле, дал заверения в том, что чувство благодарности разделяют с ним все православные русские люди, как уже освобожденные от советского ига, так и все еще под ним томящиеся. Это чувство вновь побудит их молиться о поражении большевиков и честно, усердно, жертвенно помогать германцам».