Труба повернулась к Минску боком
23.07.2009
Павел Арабов
Поведение Белоруссии, перекрывшей во вторник транзитный трубопровод для перекачки нефтепродуктов из России в Латвию, ставит экспертов в тупик. С одной стороны, мясомолочный конфликт между Россией и Белоруссией пока продолжается. Значит, и трубу братья-славяне могли перекрыть неспроста. С другой - трубопровод слишком мелкий и потери несет сама Белоруссия, которая лишается денег за транзит. А главным пострадавшим вообще является Латвия. Так зачем все-таки Минск перекрыл российскую трубу?
Напомним, что трубопровод, перекачивающий около 5 млн тонн дизельного топлива из России в латвийский порт Вентспилс, во вторник перекрыло белорусское МЧС. Причина - большое число технических дефектов, устранение которых отстает от утвержденного графика. Ведомство сразу поспешило успокоить: никакой политики в его действиях нет, оно лишь стремится предотвратить возможные аварии в будущем. Поэтому прокачка нефтепродуктов будет возобновлена, как только опасные дефекты будут ликвидированы.
Российская компания "Транснефтепродукт", которой и принадлежит этот нефтепродуктопровод Унеча - Вентспилс, наличия дефектов не отрицает. Но ее представители утверждают, что график ремонта не нарушался. Выходит, белорусы перекрыли трубу с иной целью. Какой?
Первое, что приходит на ум, это ответ на введенные Россией ограничения на поставки молочных продуктов и мяса с белорусских предприятий. Отношения между нашими странами сейчас, увы, натянутые. Но труба мелкая, да и ремонт надолго не затянется. К тому же Россия планирует закрыть эту трубу, как только будут построены портовые комплексы на российском побережье Балтики.
Есть и другой, конспирологический вариант: перекрыв трубу, Минск хочет надавить на Москву, чтобы не лишиться транзитных потоков. И речь здесь идет не о такой мелочи, как продуктопровод Унеча -Вентспилс, а о поставках по нефтепроводу "Дружба" порядка 60 млн тонн "черного золота" из России в Европу в год. Перекачка нефти ежегодно приносит в белорусский бюджет сумму в $200 млн. А Россия строит новую трубу БТС-2, которая может лишить его таких доходов. И перекрыв маленький вентиль, Минск может намекать Москве на то, что могут быть проблемы и с большим. А значит, чтобы избежать "украинского сценария", лучше нам не строить нефтепроводы в обход Белоруссии. Впрочем, на "дизельной" трубе в Вентспилс еще в 2007 году было несколько аварий - а в тот момент отношения между Москвой и Минском были почти безупречными.
И уж совсем странно выглядит закрытие трубопровода, если посмотреть, кто от этого больше всего страдает. Наибольшие убытки несет порт Вентспилс. Он лишается доходов от перевалки российских нефтепродуктов в танкеры. На втором месте в списке пострадавших сама Белоруссия. К тому же у России появился стимул как можно быстрее пустить дизель в обход. Россия, как ни странно, пострадает меньше всех. Скорее всего топливо будет поставлено покупателям через другие порты - например, российские. Тем более что из-за экономического кризиса их мощности сейчас недозагружены.